ДДТ (20)

Тот ДДТ, который знают все, сложился уже в Питере, уфимский ДДТ был совсем другой группой (состав, стилистика, качество материала и исполнения).

 В Питере ЮШ нашёл Доцу, Худого, Мурзика, Курылёва и, что самое, на мой взгляд, важное - нашел Никиту Зайцева - супер-профессионала, который придал ДДТ подлинный питерский шарм и раскрасил несколько прямолинейный музон Шевчука яркими красками своей гитары, скрипки и даже ф-но.

 

 Кто помнит их первые концерты в Питере (они же были и лучшими, н.м.в.), тот помнит насколько было важно присутствие на сцене Никитоса и дяди Миши. Впрочем, и сам Шевчук всегда отдавал должное своим "бриллиантам". 
Именно тот состав (80-х - 90х) я считаю сильнейшим и наиболее интересным. Песни того периода и представлены в моей десятке любимых песен.

10. Дождь

Это, наверное, самая ранняя песня Шевчука в моем списке. Написана была еще в 1981.

Двойственное отношение у меня к песне "Дождь". Точнее, к самой песне - однозначно восторженное. Замечательный текст, хорошая и очень точно попадающая в текст мелодия, прекрасно схваченная и запечатленная эмоция. Песня - надежда, песня - предчувствие. Дождь очищающий и вдохновляющий. Cветлая и красивая песня, явно написанная очень молодым человеком, но ...

Мне не очень нравится ее музыкальное воплощение. Как-то уж слишком плоско для такого роскошного песенного материала. Мне не хватает интересного развития основной темы и более утонченной аранжировки. Вот здесь нужна была скрипка Никиты Зайцева, как бы ни пытался ее заменить Дядя Миша своим саксофоном - не хватает. Просится сюда скрипка и все тут.

И гитарная партия в Никитином исполнении могла бы быть очень важным элементом партитуры "Дождя". Ах, какой он был восхитительный гитарист!

Только вот Никита, к тому времени уже явно охладел к ДДТ, а на момент записи альбома "Актриса Весна" и вовсе был уволен из группы "за прогулы", связанные с его наркозависимостью.

Мне кажется, что и клавишные партии надо было решать не в таком "шарманочном" ключе. Здесь бы закрутить какое-то барокко а ля Прокол Харум или что-то в духе современного chamber pop.

Главным музыкальным достоинством, если говорить об аранжировке этой записи и саунде песни, я бы назвал "Ибаньес" Игоря Тихомирова. Украсил и почти спас он "Дождь" для меня. Игорь это всегда умел (спасать материал), как мало кто другой.

Этот безладовый бас Ibanez Musician вообще является культовым инструментом для питерского, а значит и всего русского рока. Причем не модель, как таковая, а именно этот конкретный инструмент, принадлежащий Саше Титову. Он задействован на многих знаменитых записях (не только Аквариума и Кино). Впрочем, это уже повод для отдельного разговора. Как и судьба Никиты Зайцева, которого мне в этой записи так не хватает.

Есть у меня претензии и к вокальной атаке Юлианыча в этой песне (местами). Мне кажется надо было бы чуть помягче. Поинтимней...

Вы спросите, чего я так придираюсь, чего разбрюзжался?

Да потому что очень люблю я этот "Дождь", потому что уверен - песенный материал потенциально сильнее того воплощения, которое он получил на альбомах ДДТ. Есть подозрение, что и ЮЮ это чувствует. Неслучайно он сделал несколько версий для разных альбомов.

Досада моя обусловлена тем, что в этой песне предстает именно тот Шевчук, которого я больше всего люблю - лирик, романтик, чистая и светлая душа, открытая людям и солнцу.

Сыроватых записей у ДДТ немало, но такую досаду вызывает именно эта.

Остановите меня уже кто-нибудь! Ладно, сам остановлюсь. Конечно же, все далеко не так плохо. Иначе и говорить о "Дожде" не стоило бы.

Слушаем, короче.

9. Предчувствие гражданской войны

Политика и "гражданская лирика" Шевчука (и вообще, кого бы то ни было в русском роке) - редкий гость в моих списках. Почему так - большой и отдельный вопрос, но если коротко и мягко: разочаровали когда-то в доску все эти рокерские прокламации и поучения. Теперь уже активно раздражают

Но ПГВ - сильнейшая песня, точно характеризующая время, место и суть происходившего тогда (написана в 1988, вошла в альбом "Пластун" - 1991). Отдельно пугает, что старая песня вдруг опять становится "о главном" сегодня, пахнет в воздухе тем же самым, а такое "предчувствие" - это уже не просто "гражданская лирика", это уже тянет на настоящую классику профетического уровня.

Музыкальное решение "Предчувствия" вполне адекватное. Конечно, многие умники сразу услышали в песне гитарный ход из игги поповского "Пассажира", но меня это, к примеру, особо не смущает. Для меня всегда важен только художественный результат, а не ловля блох среди мелких куделек.

Отдельно выделю риффующий сакс Дяди Миши. Он дает самую яркую краску и неожиданный саунд-разворот всей этой регги-панк кустарщине ДДТшников (вполне соответствующей духу и теме песни).

8. Агидель (Белая река)

Еще одна грань шевчуковского таланта, которую я люблю, и которую любят все - умение сочинить "народную" песню. Белая Река - несомненно из их числа. Раздольная, распевная, моментально запоминающаяся, искренняя до предела, всем понятная и до конца не понятная никому.

К примеру, без знания такой краеведческой детали, что "Агидель" - это не только башкирское название восхитительной реки Белой, притока Камы, на которой вырос Шевчук, но и марка местного портвешка, который, судя по всему, обильно подкрашивал шевчуковскую юность - трудно понять некоторые моменты из текста, невозможно точно уловить смысл того, почему "мне уже не страшная", например ... впрочем, это - не главное.

А главное - отличная песня про мужское братство (важнейшая тема для Юлианыча) и идеалы юности.

По музыке только одно серьезное и брюзгливое замечание: как-то по-школярски сыгранное слайд-соло Вадика Курылева. Может так и задумано было, конечно, но мне такая задумка не глянулась. А вот ритм-гитара - хороша.

Но главный красавец здесь - Доца на барабанах (Шевчука оставим вне конкурса "молодых талантов", спел он отменно).

Очень мне нравится и этот "хоум-видео" клип Бориса Деденева, кстати )

7. Просвистела

Еще одна "народная" песня, явно перекликающаяся с "Белой Рекой".

"Песня про то, как наши парни в рай поехали", - иногда объявляет ее Шевчук.

Вечная история "езды (русской) души в рай" по вечному родному бездорожью.

Мне не к чему в этой песне придраться да и не хочется. Все в ней безупречно. И гитары у Вадика здесь звучат уже отлично, и Тиша с Доцей на высоте (они всегда на высоте, впрочем), и Костя Шумайлов очень к месту пришелся -скреативил замечательный хуковый грув на клавишах. И поет Шевчук так как надо. Как только он умеет иногда.

Если кто не знает: "Сашка" - это Александр Башлачев, "Илья" - погибший в Чечне друг Юлианыча.

6. Вороны

Самая трагичная и страшная песня Шевчука. А может и во всем русском роке. Песня написана после смерти жены Эльмиры, которой было всего 24 года ...

"Гениальная песня" - сказала про нее Настя Полева, также замечательно ее исполнившая на своем альбоме "Танец на цыпочках".

Не стану больше ничего об этой песне писать здесь. Все будет лишним и неуместным.

5. Мальчик слепой

На ранних питерских концертах ДДТ "Мальчик" был одним из самых убойных номеров, а на мой вкус так и просто лучшим. Вот здесь уж точно царил Никита. Ни одна запись не передает того шаманского драйва в музыке и того драматического накала, который творили Шевчук и Зайцевв такие моменты.

4. Пластун

Мощнейшая песня, давшая название самому многострадальному альбому группы, который должен был подвести черту под целым этапом творчества ДДТ. И подвел, но совсем не таким образом как хотелось Юрию.

Могучая барабанная партия, тревожный гитарный звон. Тот (увы) нечастый случай, когда гитару в руки на студии брал и Никита (он исполнил партию с фузом). Немного перепродюсированная, как и весь альбом, но отнюдь не испорченная песня. И великолепный вокал.

Мое любимое место - "Похороните Федьку в Кремлевской Стене" (там напрашивалось чеканное стаккатто, мне кажется).

Еще один пример "гражданской лирики" Шевчука, но это - сильный пример. Важный пример. Я не люблю всяческих "Мажоров""Люберов""Фонограмщиков" и т.п. в репертуаре ДДТ. Мелковата вся эта плакатность для поэта такого масштаба и дарования как ЮЮШ, но "Пластун" - иное дело. Это масштаб и глубина вполне соответствующие.

Одна из главных песен в Золотом Фонде Русского Рока на переломном (некоторые уверены, что - закатном) этапе, пожалуй.

3. Я получил эту роль

Лучшая "уфимская" песня Шевчука, ставшая поводом для травли и гонений, закончившихся изгнанием из родного города и долгими скитаниями для ее автора.

Манифест подпольного рокера начала 80-х. Бьющая наотмашь по щекам себе и по ушам слушателей отчаянная горечь бессилия пассионарного одиночки в борьбе с беспросветной косностью окружающего мира. Разрыв тельняшки на юношеской груди ...

Лучшая песня протеста, написанная Юрием и вообще одна из лучших, которые я слышал. Уровень Высоцкого, как минимум.

Я больше всего люблю "московскую" версию со скрипкой Сергея Рыженко. Жаль, что я не смог ее найти в хорошем качестве на ютубе.

2. Церковь

Первая песня, написанная Шевчуком в Питере. На какое-то время "Церковь", в связке с "Мальчиком слепым", стала апофеозом концертных выступлений первого питерского состава ДДТ.

С сожалением вынужден повторить и здесь свое заклинание: ни одна студийная запись не передает того фантастического ощущения, которое возникало у меня на тех концертах. Не забуду пронизывающие мурашки, когда Юра запевал эту песню...

Лучший, если оценивать поэтическое качество, текст Шевчука, по моему личному мнению. И лучшее вокальное исполнение из всего, что он спел.

1. В последнюю осень

Для меня именно "Последняя осень" стала главной, любимой и самой важной песней ДДТ. У меня с ней связано много очень личных воспоминаний, она стала лейт-мотивом 1992 года в моей жизни.

Именно эта мелодия, этот текст, этот клип, снятый на берегу родного Финского Залива, куда мы в тот год часто выезжали с друзьями, большинства из которых уже нет на этом свете, и Никитос, играющий в кадре соло, которое придумал именно он (на альбоме Актриса Весна это соло сыграл вместо него Александр Бровко) - накрепко связаны у меня с тем безумным годом, когда осень, действительно, казалась и чувствовалась последней. Это ощущение конца чего-то важного диктовало "догорающей эпохе" определенный (болезненно лихорадочный с неожиданными зависаниями в задумчивой паузе) ритм жизни, определяло настроение, которое и заключено в шевчуковской "Последней Осени" для меня.

А вот что сказал по поводу этой песни ее автор:

Я верю в Бога. Меня к этому за шиворот, как слепого котенка, притащило искусство. Церковь для меня — это не люди. Церковь — это осенний лес. Умирает природа, чтобы вновь родиться. Ты идешь, шуршат листья, небо прозрачное. И ты говоришь с Богом. Наверное, чтобы объяснить это, нужно иметь другое зрение. В таком случае может помочь музыка — это шаг к тишине.

На мой взгляд, исчерпывающе. Осталось только еще раз послушать и (в моем случае) повспоминать ...

P.S. "Церковь без креста", "Последняя осень", "Я получил эту роль" - вершины поэзии в Русском Роке, на мой взгляд.

Если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:

Зоопарк. 10 любимых песен.
Мануфактура. 10 любимых песен.
Михаил Башаков. 10 любимых песен.

10 любимых песен (отечественные авторы и исполнители)

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Выбрать любимую песню из сонгбука группы КРУИЗ никакой сложности для меня не составляло Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »