Ян Френкель (20)

Ян Френкель - потрясающий мелодист, чьи песни отличаются какой-то особой простотой, той самой, о которой говорят "все гениальное - просто". Но именно такая "простота" и отличает всякого истинного хитмейкера, когда мелодия моментально запоминается, западает в душу и остается с тобой на всю жизнь. Теплота и душевность - залог долгой песенной жизни.

Френкель - автор, возможно, самой пронзительной песни о войне, о которой он знал не понаслышке, будучи фронтовиком. Именно эта песня и возглавляет мой список любимых песен Янв Френкеля.

Впрочем, слушайте. Песни сами все за себя скажут.

20. Как тебе служится (стихи - Михаил Танич, исполняет Ирина Бржевская, 1964)

Одна из первых песен Френкеля, получивших всенародную популярность. Несмотря на очевидный "соцзаказ" (поддержать бритоголовых "срочников" в их нелегком солдатском деле), Френкель не изменил себе и написал простую лиричную мелодию на бесхитростный, но симпатичный и искренний текст Танича.

"Как тебе служится" моментально стала хитом ротаций в популярных радиопередачах типа "Полевая почта", "Рабочий полдень", "С добрым утром" и т.п. Не было в стране человека, который эту песню не знал бы.

Вспоминая свою службу в доблестных рядах СА, не могу не отметить того факта, что патентованные маршевые бодрячки типа "Не плачь, девчонка" или "Идет солдат по городу" были горячо и искренне ненавидимы всеми от генералов до рядовых. И причиной была не только их фальшивая молодцеватость, но, в первую очередь, набившая оскомину заезженность.

Эти "народные" шлягеры были почти официально запрещены к исполнению, в качестве строевых песен (в нашей дивизии, во всяком случае).

А милая песенка из далеких 60-х может и не была так уж тепло воспринимаема, но и никакого негатива не вызывала. Фраза "как тебе служится, с кем тебе дружится" стала даже чем-то вроде поговорки.

Я долго искал наиболее подходящее и трогательное исполнение. Обычно этим отличались всяческие (многочисленные в ту пору) девичьи вокальные ансамбли, но, к своему удивлению, не нашел ни одного, поэтому вставляю канонический вариант.

Ирина Бржевская - замечательная певица, но ее исполнение мне кажется уж слишком правильным. Даже академичным. Не хватает той самой простоты и "дворовости" что ли.

Впрочем, судите сами.

19. Страдания (исполняет Ян Френкель, стихи Михаила Танича)

Эта прелестная юмореска была очень популярна в 80-х. Существует множество ее вариантов. Наиболее известными ее исполнителями были замечательные Николай Караченцов (именно он исполняет ее в фильме "Белые Росы", для которого она и была написана) и Андрей Миронов, исполнивший ее на своем телевизионном "Вечере в Останкино".

Но мне больше по душе именно авторский вариант. Он мне кажется наиболее музыкальным и точным.

(уж извините за картинку к ролику, не я ее вставил, она, как видите, совсем из другого фильма, но зато на ней есть сам Ян Абрамович со скрипочкой, рядом с Бубой Касторским)

18. Романс (Верба-веpбочка) (автор стихов - Роберт Рождественский, исполняет Людмила Гурченко, фрагмент из фильма "Корона Российский империи, или Снова неуловимые", 1971)

Стилизованный под "эмигрантский", романс должен был выполнять обличающе пародийную функцию, но, в восхитительном исполнении Гурченко, он неожиданно заиграл совершенно иными красками. Благодаря ее исполнению драматичная исповедь потерянной души трогает до слез. Несомненно, мелодия Френкеля и стихи Рождественского таили в себе все необходимые для такой метаморфозы предпосылки.

17. Текстильный городок (автор стихов - Михаил Танич, исполняет Майя Кристалинская)

"Городок" в 1961 принес первый значимый успех авторскому тандему Френкель - Танич.

Милая бытовая зарисовка пришлась по душе рабочим окраинам всей великой страны. Люди узнали себя в песне, где не было никакого избыточного пафоса и натужного энтузиазма, почти поголовно тогда присущего советскому эстрадному официозу.

Честные и простые люди полюбили честную и простую песню.

16. Вальс расставания (автор стихов - Константин Ваншенкин, исполняют Нина Сазонова и Петр Любешкин, фрагмент из фильма "Женщины", 1965)

"Вальсок", который, кажется, что знаешь всю свою жизнь. Но какая прелестная мелодия, какое прекрасное, в своей "настоящести", исполнение чудесных русских артистов.

Этот "вальсок", опять без пафоса и агитации, в нескольких словах, несколькими гитарными аккордами запечатлел в себе судьбу целого поколения.

Какие красивые были люди. Сколько достоинства в них. Как они напоминают мне моих родных, прошедших войну, Блокаду, разруху, но никогда не нывших и не терявших оптимизма...

И все это в точности передает простой (казалось бы) "вальсок" Френкеля на стихи поэта-фронтовика Ваншенкина.

А какие песни останутся от нынешних "звездюшек"? Каким они запечатлеют свое поколение? Задумывались ли они когда-нибудь об этом сами?

Ладно. Побрюзжал и хватит ) Послушаем лучше песню.

15. Ветер северный (стихи - Инна Гофф, исполняют "Голубые Гитары", вокал - Юрий Валов, 1971)

Была и у меня пластинка Голубых Гитар с этой песней. До дыр заслушал ее еще в детстве.

И снова вроде песня - проще некуда. Но как один раз послушал, так сразу и на всю жизнь запомнил. Де еще свист этот... родной какой-то что ли).

Честная такая песня. Романтика через край, а не раздражает даже на старости лет, когда уже виды повидал и цинизм подкрался незаметно. Умели без сиропа и соплей, без няшек и мимишек о любви рассказать и мужество проявить без бахвальства.

А какой чудесный голос был у Юрия Валова! И ведь тоже вроде "ничего особенного".

14. Куплеты Шансонетки (Увозил Меня Полковник За Кардон) (стихи - Роберт Рождественский, исполняет Людмила Гурченко, фрагмент из фильма "Корона Российский империи, или Снова неуловимые", 1971)

А вот здесь уже с сатирой и гротеском все в полном ажуре. Бичует как надо Аграфена Заволжская своими куплетами алкашню эмигрантскую. Не в бровь, а в глаз что ни слово. В пыль и труху размолотила, а они жрут да ржут в ответ.

Пугающую актуальность приобретают эти куплетики в наше время. Или мнится мне это всего-лишь? Хотелось бы, господа. Только человек-то я не такой уж и мнительный. Впрочем ... оставим.

Эти куплеты я считаю (наряду с "Дилижансом" из "Соломенной шляпки") лучшим из всего, что спела когда-либо незабвенная и несравненная Людмила Марковна. Никому не даются они после нее ... Вот вам и "простота", однако.

13. Калина Красная (слова народные, обработка Е. Синицына, исполняет вокальный коллектив "Советская Песня")

Я, как и многие, почти всю жизнь полагал, что песня, давшее название великому фильму Шукшина, является народной.

Ан поди ж ты. Френкель написал ее еще в 1963.

Здесь и комментировать особо нечего, мне кажется. Разве что отмечу потрясающее а-капельное исполнение девушек из "Советской Песни" (совершенно неведомый мне ансамбль). Сверх-убедительный профессионализм.

12. Любовь-кольцо (стихи - Михаил Танич, исполняет Нина Бродская, фрагмент из фильма "Женщины", 1965)

Любовь-кольцо была в 60-х самым настоящим хитом. Фильм "Женщины" смотрели и любили все. Песню эту пели и напевали из всех репродукторов, во всех дворах и домах. Исполняли ее десятки эстрадных певиц и самодеятельных энтузиастов.

Ее пели в подворотнях, на пляжах, на танцах и в разгар застолий. Каждая советская девчонка, независимо от наличия или отсутствия голоса и слуха (простая же песня-то!)), хоть разик-другой да промурлыкала про "любовькольцо".

И опять, смотри-ка ты - не надоела до сих пор! Несколько раз сейчас переслушал, пока писал, и поймал себя на том, что подпеваю и помню каждое слово )

11. И Всё Таки Море (стихи - Игорь Шаферан, исполняет Эдуард Хиль)

Великая песня. Каждый раз когда слушаешь, жалеешь, что не стал моряком. Гордый и мужественный вальс, напоминающий о самом важном.

Одна из лучших песен в роскошном репертуаре замечательного певца. Золотой Фонд, так сказать.

Красоту мелодии нужно ли снова отмечать? )

10. Тополя (исполняет Ян Френкель, стихи - Константин Ваншенкин)

Я считаю эту раннюю и малоизвестную песню настоящим камерным шедевром.

"Тополя" раскрываются в своей красоте и простоте не сразу и, наверное, не всем. Но если тронут ветками, то не отпустят уже никогда. Именно в авторском исполнении.

Это песня, конечно же, для тех, у кого за плечами уже целая судьба.

9. Песня Яшки Цыгана (стихи - Роберт Рождественский, исполняет Василий Васильев, фрагмент из фильма "Корона Российской Империи", 1971)

Гениальное, я считаю, исполнение! Вася Васильев - подлинный вокальный бриллиант. За душу берет же.

Опять, казалось бы, пародия. Даже двойная пародия (на блатняк и на цыганщину). А оказалась тогда, что она честней и ближе, чем всяческое "Не расстанусь с комсомолом".

8. Мальчишка (стихи -Игорь Шаферан, исполняет Валентина Щеглова, фрагмент из фильма "Мужской разговор", 1968)

Я просто обожаю эту песню. Полвека уже как начал обожать и остановиться не могу)

"Мальчишка" возвращает меня в мое отрочество. Песня (как и сам фильм) в точности запечатлела свое время. Именно такие и были отношения. Такие и были мальчишки, такие были и девчонки.

А как точно и искренне спела Валя Щеглова! На "Голос" бы ее нынче не взяли, конечно. И слава Богу. Зато остался чистый и честный девичий голосок, в который трудно было не влюбиться, даже не видя самой исполнительницы.

Кстати, в фильме вы Валю так и не увидите, она только песню спела на титрах за кадром.

Но даю наводку - вы можете ее увидеть в другом фильме Игоря Шатрова - "Всадник над городом" (1967), в самой что ни на есть главной роли.

Там она тоже немножко поет. И уверяю, Валя Щеглова вас не разочарует )

Фильм "Мужской разговор", раз уж пошел такой разговор )), прекрасен. И не только песней.

7. Так уж бывает (стихи - Михаил Танич и Игорь Шаферан, исполняет - Эдита Пьеха)

Одна из самых знаменитых песен в репертуаре Пьехи и едва ли не самая стильная у самой стильной из советских певиц.

Элегантная и лаконичная аранжировка (разве что бэк-вокал мне немного портит фишку), неожиданно прихотливый ритмический рисунок (несмотря на простоту, разумеется)), пикантный легкий акцент Эдиты и, в совокупности с очередной шлягерной мелодией Френкеля и прелестно-афористичным текстом, мы получаем хит на все времена.

Абсолютно современно звучит и сегодня.

6. Над окошком месяц (стихи - Сергей Есенин, исполняет Владимир Ивашов, фрагмент из фильма "Корона Российской Империи", 1971)

Даже не знаю, что здесь сказать. Гений Есенина, мужественное обаяние Ивашова и мелодия Френкеля. Рецепт: Русская Классика.

5. Нейлоновое сердце (стихи - Игорь Шаферан, исполняет Александр Кавалеров, фильм "Мужской разговор", 1968)

Еще одна песня из замечательного фильма. Одна из любимых песен детства.

Кому из пацанов моего поколения не хотелось уметь петь как Мамочка - Сашка Кавалеров? Не было таких среди нормальных пацанов.

И ведь тоже не стареет мелодия. Впрочем, мелодии вообще не стареют. Стареют аранжировки.

А Саню жалко. Погубил он свою жизнь ...

Вечным воспоминанием останется для меня объявление на дверях кафе рядом с домом, куда я уже больше 20 лет захожу выпить кофе или полтинник коньячка:

В субботу в нашем кафе состоится творческий вечер Александра Кавалерова, исполнителя роли Мамочки в фильме "Республика ШКИД". Вход 250 рублей. Начало в 19.00.

Это очень маленькое кафе. Раньше такие рюмочными называли. Человек на 20 от силы, если считать "посадочные" места.

Я не пошел. Через несколько месяцев он умер.

Помню я Кавалерова и вроде как "завязавшим навсегда" анонимным алкоголиком, когда он на празднике известного Дома На Горе пел со сцены в обнимку с Митей Шагиным "жалостную про кота". Из зала казалось, что громадный Митек прячет щуплого Мамочку под свое крыло от всех напастей. Такая была мизансцена ...

Ладно. Хватит о грустном. Послушайте лучше песню. Песня замечательная. Настоящая. Пацанская.

4. Русское поле (стихи - Инна Гофф, исполняет Владимир Ивашов, фрагмент из фильма "Корона Российской Империи", 1971)

Здесь опять надо бы говорить о грустном, глядя на Владимира Ивашова. Не стану. Все и так знают. Те, кто вообще хочет что-то знать, во всяком случае.

Адъютант Кудасова, в исполнении Ивашова - образец русского офицера. Статный, уверенный, благородный и честный. Так он выглядел и эта песня ему очень подходила. Точнее, только такому как он она и подходит. Поэтому то, что происходило с ним на экране, помимо этой песни, казалось нам каким-то противоестественным, что ли. Он должен был быть только "за наших" и никак иначе! Не мог он быть не нашим.

Он и не был не нашим. В том и ужас Гражданской Войны, что "не наших" там нет. Но понимание этого пришло не скоро. Ко мне - пришло, во всяком случае. А ко многим, если посмотреть, что творится вокруг, не пришло и сегодня.

"Русское поле" - одна из самых пронзительных песен для любого русского мужчины ... мне так кажется.

3. Ну что тебе сказать про Сахалин (стихи - Михаил Танич, исполняет Юрий Визбор)

Волею судеб, эта песня является одной из самых любимых в моей жизни, с самого раннего детства. По-своему даже культовой. Однако исповедь не входит в число моих творческих задач, когда я пишу комментарии к песням, поэтому просто констатирую сам факт: песня про то, как "я швыряю камушки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза" - моя любимейшая песня на все времена и до конца жизни.

(Шепотом: Если бы я чутка выпил и был здесь один-одинешенек, то и слеза бы скупая навернулась, чего доброго, пока слушал бы. И прорычал бы что-нибудь вроде: "кирокоров, лазарев, билан, полундра! за борт, попса в рюшках! сдувает вас одной настоящей мужской песней, как ночную нечисть загоняет в норы первый рассветный луч")

Но я - человек законопослушный, малопьющий и выдержанный. Ничего подобного в вашем изысканном обществе себе не позволю. Не извольте сумлеваться )

Сказать по чести, я предпочитаю всем остальным исполнение Владимира Трошина, но на ютубе его, похоже, нет. Поэтому сначала хотел вставить роскошное авторское исполнение самого Френкеля, но потом передумал и вставил Визбора.
Визбор редко пел чужие песни, но если уж пел, то это такие песни, которые ... которые как эта, короче )

2. Август (стихи - Инна Гофф, исполняет Аида Ведищева)

Среди многочисленных красивых мелодий, написанных Яном Френкелем, именно эту я считаю самой красивой. У нее особое дыхание ... Не хочу загромождать "Август" избыточными комментарием. Нет нужды, мне кажется. Да еще и исповедь опять запросится наружу. Не удержу, чего доброго. Ну ее к лешему.

Мне больше нравится традиционное исполнение Майи Кристалинской, но я его не нашел, поэтому решил подкинуть легкого модерна - поздняя запись Ведищевой (судя по всему, сделанная в домашних условиях). Но эти девочки лажи не делали никогда, так что можно слушать спокойно.

Слушаем мелодический шедевр.

1. Журавли (стихи - Расул Гамзатов, русский текст - Наум Гребнев, исполняет Марк Бернес)

Без комментариев. Только Марк Бернес. Лучше песен о войне и о солдатах нет и не будет. Есть еще "Темная ночь". Они равноценны.

Если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:

20 любимых песен Яна Френкеля. Часть первая (11-20)

10 любимых песен (отечественные авторы и исполнители)

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Выбрать любимую песню из сонгбука группы КРУИЗ никакой сложности для меня не составляло Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »