Юрий Визбор

 

Юрий Визбор - самый ярки представитель советской бардовской песни, как музыкального и социо-культурного явления.

Тут я вынужден, на всякий случай, оговориться, что Высоцкого и Окуджаву я к таковым не отношу по причине того, что они, сами по себе, явление масштабное и не поддающееся какому-либо жанровому "обярлычеванию", не укладываются они в прокрустово ложе КСП.

А вот Юрий Визбор - вполне укладывается и его песням вполне комфортно именно в этом, бардовском, ложе. Более того, именно Визбор стал тем человеком, который его формировал и олицетворял. Это Визбор создал расхожий образ мужественного романтика с соответствующим аксессуарным набором: гитара, палатка, костер, лыжи и проч. То, с чем впредь будет ассоциироваться жанр "авторская песня" (бардовская песня, КСП, называйте как угодно, сути это не меняет).

Визбор сформировал образ, стилистические и идеологические особенности, эстетику и исполнительскую манеру. Со временем все эти аксессуары и особенности были заштампованы до пошлости и самопародийности, но никакой вины Визбора в этом, конечно, нет. Он был честен в своем творчестве.

Несомненный, иногда даже наивный (в наше прагматичное до одури время), пафос его песен не может раздражать, напротив в нем чувствуется искренность и подлинная одухотворенность. Его теплый "домашний" тембр и задушевность интонации нивелировали пафосность, выводя песню на уровень дружеской задушевной беседы. Это был уникальный и редкий дар, его песни резко контрастировали с эстрадным официозом, они вызывали ответное теплое чувство. 

Приэтом, в его песнях нет никакого диссидентства и фиги в кармане. Он просто перенес акцент с общего "коллективного" дела на личность тех, людей, которые это дело делают. И это стало почти революционным явлением, в условиях уже закостеневшей пропагандистской машины. Это был невольный, но явный вызов.

Впрочем, остановлю свое теоретическое излияние. Скажу напоследок пару слов о своем личном восприятии.

Песни Юрия Визбора я услышал раньше, чем мне купили букварь и отправили в первый класс. Их пели ребята во дворе, их распевали на семейных застольях, а одна из них, которую часто пели мои старшие сестры, как-то сразу запала в мою мальчишескую душу. Она будоражила и настраивала какие-то особые настройки в ней. Эта песня открыла для меня, что такое "будь мужчиной", на самом деле. Она меня, пацаненка, учила тому как должен жить мужчина, как должен к жизни относиться.

Песня эта немного пугала, наворачивала слезы и готовила к чему-то важному. Наверное, забавно было со стороны смотреть, как упрямый шестилеток, набычив лоб выводил тоненьким голоском, копирую взрослых: "Три дня искали мы в тайге капот и крылья, три дня искали мы Серегу" ... Песня эта стала одной из самых важных в моей жизни и остается такой до сих пор.

Поправьте наушники. Слушаем ...

10. Домбайский вальс (1961)

9. Вересковый куст (поет Лидия Чебоксарова)

8. Многоголосье

7. Спокойно, дружище (1962)

фрагмент из фильма "Июльский дождь" (1966), в первой строчке слово "дружище" изменено на "товарищ"

6. Милая моя (1973)

5. Ты у меня одна (1964)

4. Перевал

исполняет Сима Чернышева

3. Бригантина (стихи Павла Когана, музыка Георгия Лепского)

2. Турбины Ту (1962)

1. Серёга Санин (1965)

10 любимых песен (отечественные авторы и исполнители)

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Выбрать любимую песню из сонгбука группы КРУИЗ никакой сложности для меня не составляло Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »