(Tyrannosaurus) T. Rex
My People Were Fair And Had Sky in Their Hair ... But Now They're Content to Wear Stars on Their Brows (1968)
Оценка - 6,5 / 10
Претенциозно многобуквенное название не оставляет сомнений относительно психоделического истока сего творческого акта.
Однако сайко-фолк Тиранозавра был мало похож на калифорнийские грезы американских классиков психоделического рока типа Jefferson Airplane, Grateful Dead, Quicksilver Messenger Service и прочих.
Лаконичная акустическая гитара + дребезжащий избыточным вибрато вокал Марка Болана вкупе с сектантским энтузиазмом перкуссиониста и (местами) бэк-вокалиста Стива Перегрина Тука (настоящее имя этого "хоббита"- Стивен Росс Портер) - вот и весь инструментарий для создания саунда.
Тексты - бесконечная словесная вязь из фэнтезийно-толкиенутых образов и ассоциаций. Песни по хронометражу укладываются в радио-формат (2-3 минуты). Единственное исключение из хронометражного формата - финальная мантра Frowning Atahuallpa (My Inca Love).
Автором всех песен является сам Марк Болан (как и на всех остальных альбомах).
Первый альбом Тиранозавра получился наивным, жеманным и претенциозным. Но не лишенным своеобразной прелести.
Prophets, Seers and Sages: The Angels of the Ages (1968)
Оценка - 7/10
Второй альбом дуэта Болан/Тук получился изрядно интересней дебюта. Пожалуй, это вообще лучший из альбомов "до-электрическогоТиранозавра". Здесь уже нашлось место и некоторым студийным экспериментам.
Болан как мелодист и сонграйтер выглядит здесь более убедительно. Такие трэки как Stacey Grove, Salamanda Palaganda, Conesuala, Juniper Suction звучат как заготовки для поп-хитов, а открывашка - Deboraarobedуже как полноценный хит.
Unicorn (1969)
Оценка - 6,5/10
Третий альбом Tyrannosaurus Rex стал последним, который Боланзаписал в дуэте с Перегрином Туком. После этой записи Маркрасстанется со своим перкуссионистом, не пожелав включать его авторские песни в альбомы Тиранозавра.
"Единорог" был первым альбомом, с которым Болан попытался, науськанный продюсером Тони Висконти, прорваться на американский музыкальный рынок. Но это был явный фальстарт - в Америке Тиранозавру ловить было нечего. Акустический селтик- фолк, мутные тексты из бесконечных метафор, вокальные извращения и примитивистский гитаризм там никого заинтересовать не могли - не та природа внутреннего драйва, чуждая эстетика и ментальность.
Да и сам альбом далек от совершенства. Мило, забавно, необычно, но не более того. По-прежнему веет какой-то дилетантской недоделанностью. Подросток, изображающий рок-звезду перед зеркалом.
Но у этого подростка нет денег даже на электрическую гитару.
A Beard of Stars (1970)
Оценка - 7/10
Электрическая гитара, наконец, приобретена и включена в розетку. Поворот от акустического сайко-фолка к фолк-року.
Место Перегрина Тука занимает новый перкуссионист - веселый фрик Микки Финн. Он же берет на себя обязанности бас-гитариста, точнее - делит их с Боланом.
Песни становятся более жесткими и динамичными по своей структуре. Умеренный интерес к ним уже проявляет и американский рынок, а на родине альбом поднимается до вполне респектабельного 21 места в чартах.
Несколько песен, записанных еще с Туком, не попадают в трэк-лист оригинального издания, но издаются бонусами на более поздних, среди них есть и настоящий песенный шедевр (н.м.в.) - Once Upon the Seas of Abyssinia.
T. Rex (1970)
Оценка - 7/10
Название группы сокращается до того, которое вынесено в заголовок релиза - T.Rex. Соответственно уплотняется и саунд.
На этом альбоме записан уже полноценный рок. Скоро этот рок получит приставку "глэм".
Стиль найден, саунд почти оформлен. Приглашена эффектная пара бэк-вокалистов - Ховард Кэйлэн / Марк Волмэн.
Кэйлэн/Волмэн - бывшие участники распавшихся накануне The Turtles. Параллельно с Боланом они сотрудничают с Фрэнком Заппой, что само по себе уже соответствующим образом характеризует обновленный стиль Ти Рекс. Щепотка гротеска и сарказма, легкий налет декадентского "черного юмора" в ассортименте.
Элегантная и уверенная работа.
Подросток отвернулся от зеркала и повернулся лицом к публике. Красивый и насмешливый романтик.
Electric Warrior (1971)
Оценка - 8,5/10
Электрический Воин стал настоящим творческим прорывом для Ти Рекс. И не только для них, но и для всего жанра, пожалуй.
Отныне T. Rex - полноценная рок-группа, со своей штатной ритм-секцией (Стив Кэрри - бас, Билл Ледженд - барабаны).
Для усиления приглашаются элитные сессионеры: Йан МакДональд (экс-Кинг Кримзан, саксофон), американский джазмен - Берт Коллинз(флюгельгорн) и знаменитый клавишник Рик Вэйкмэн из Yes.
Относительно музыкальных достоинств альбома я сейчас распространяться не стану (в планах - написать полноценную рецензию), скажу коротко - это настоящий шедевр. Один из лучших альбомов в истории рок-музыки, по моему мнению.
Slider (1972)
Оценка - 8/10
После шедеврального Электрического Воина Болану не так просто было удержать флаг на соответствующей высоте, но записав Слайдер, он его точно не уронил.
Альбом очень сильный, песни разнообразные по своему настроению и характеру, а Telegram Sam, Metal Guru, Rock On, Rabbit Fighter - в числе главных песенных удач Болана. Но моя любимая песня - мечтательно меланхоличная Ballrooms of Mars.
Саунд наиболее "хардовый" из всех альбомов группы. Этакий Machine Head a la Bolan ))
Tanx (1973)
Оценка - 8/10
На мой взгляд, Tanx - самый мелодичный, самый блюзовый, самый недооцененный из альбомов Ти Рекс.
Наверное и самый зрелый, если оценивать его текстовую составляющую.
Уступает только Electric Warrior.
Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow (1974)
Оценка - 6/10
Про этот альбом я предпочел бы вообще не вспоминать. Ничего хорошего о нем сказать не могу, а плохое про музыку Болана говорить не хотелось бы.
Блеклая тень былого праздника. Елочка осыпается на глазах. Шарики лопнули и висят безжизненными лоскутами на веточках без иголок ...
Bolan's Zip Gun (1975)
Оценка - 6,5/10
Немногим лучше предыдущего, но все-таки лучше. Первый и финальный трэки спасают от полного уныния.
Попытка реанимации не удалась, но она хотя бы дала надежду.
Futuristic Dragon (1976)
Оценка - 6,5/10
Между недо-диско и псевдо-соул.
Впервые без Микки Финна, зато все активней участвует в создании "белого шума" чернокожая гелфренд Болана - Глория Джонс на подпевках.
Стиви Вандер из Марка - так себе. Скорее это - пародия на Стива Винвуда.
И все же альбом не лишен слегка извращенного обаяния. На любителя, одним словом.
Пациент жив и пытается танцевать, но почему -то больно смотреть на его танец.
Dandy in the Underworld (1977)
Оценка - 8/10
Последний альбом Ти Рекс (кто же знал тогда, что он станет последним?!) стал замечательным возвращением к самому себе. Один из моих любимых альбомов группы.
Мелодичный, жесткий, уверенный в себе рок. "Дэнди" не имеет слабых мест и не включает в себя слабых песен.
Заглавный трэк - одна из лучших песен Марка Болана. Казалось, что к нему пришло мощное второе дыхание.
Но на обложке Марк уже в траурной рамке и взгляд его похож на прощание ... все поймут это только в сентябре ...
5 любимых альбомов:
1. Electric Warrior (1971)
2. Tanx (1973)
3. Slider (1972)
4. Dandy in the Underworld (1977)
5. A Beard of Stars (1970)
Худший: Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow (1974)
Переоцененный: Slider (1972)
Недооцененный: Tanx (1973)
Driver Pete, 23/12/2019