Эмиль Лотяну

 Певец красоты и свободы (попытка осмысления фильмографии).

 
 

Эмиль Владимирович Лотяну

(СССР, 1936 - 2003)

Невероятно одарённый визионер и романтик. Рыцарь поэтического кинематографа.

Его, на мой немудрящий взгляд, временами подавлял и даже губил собственный художественный темперамент. Этакий Парадажанов -light. Он был более многословен (в своих картинах), чем великий кино-маргинал, иногда даже взахлёб. Ярок, иной раз, до ряби в глазах. Порой, как мне кажется, ему изменяло чувство меры (а следовательно - вкус), но, в лучших его картинах, это лишь добавляло ему обаяния и лучезарно высвечивало уникальность восхитительного дара - видеть и показывать красоту.

Преследует меня ощущение, что ему самому, как творческой личности, требовался хороший режиссёр, чтобы чутка подправить буйство красок и фантазии. Деликатно тушировать его почти болливудскую страстность, сфокусировать энергию на общем знаменателе (концепте), акцентировать смыслы. Возможно, что тогда мы получили бы художника, по масштабу равного если не великому Феллини, то Альмодовару, как минимум. Не оставляет меня печальное ощущение некой его недореализованности.

Впрочем, он и без моих сомнительных ощущений вписан в историю кино рельефным шрифтом. Не стану говорить про Александра Довженко и истоки "поэтического кино", уже упомянул Параджанова, было бы интересно вспомнить "Скупщиков перьев" и "цыганские" фильмы Кустурицы, поупражнявшись в сравнительном анализе и эквилибре этнических и эстетических перекличек такого рода.

Но не здесь и не сейчас, во всяком случае.

Просто попытаюсь резюмировать свой сумбур, стилистически схожий (отдалённо, разумеется, и безнадёжно, как вы наверняка понимаете)), с опьяняющими фильмами Лотяну.

В его не самой ровной фильмографии есть один безусловный шедевр - "Табор уходит в небо" (разумеется), один "почти шедевр" - "Лаутары". На подходе к этим великим картинам была ррреволюционная вампука - "Ждите нас на рассвете", в которой едва угадывались зачатки будущего стиля (но ведь угадывались!).

Затем были многообещающие "Красные поляны" - баллада о красоте вольной жизни пастушечьего племени, в которой уникальная стилистическая ниша была окончательно выбрана и застолблена Эмилем Владимировичем однозначно и уверенно. Именно в этом фильме дебютировали юная Светлана Тома и романтичный Григорий Григориу (будущие Рада и Лойко)

 
 
Семнадцатилетняя Светлана Тома в фильме "Красные поляны".

Затем был неведомый мне фильм "Это мгновение". Судя по прочитанному синопсису и куцему наименованию сего произведения - неведомым для меня он остался поделом.

А уж вслед за этим случился прорыв с чудесными "Лаутарами"

 
 
-3

и пиковая точка взлёта - незабвенный "Табор".

 
 
-4

После международного успеха и всесоюзного признания Лотяну берётся за "большое жанровое кино". И, с моей точки зрения, это стало его роковой ошибкой.

После "Табора" случилась экранизация ранней повести Чехова (подписанной ещё как "А. Чехонте") - "Драма на охоте". Сам Чехов эту повесть не любил и всячески стремился придать её забвению, кстати.

В этом "Ласковом и нежном звере" трудно найти что-либо чеховское. В трактовке Лотяну это скорее похоже на забытого нынче, но на заре XX века дико популярного Михаила Арцыбашева (см. романы "Санин" и " У последней черты"). Этакий гламурный декаданс с душераздирающими страстями и загадочным убийством. Мерещится мне здесь и позёр Д’Аннунцио. И что характерно - к ночи вспоминается )

 
 
-5

По форме и по сути эта фильма напоминает мне некий рассказ щеголеватого приказчика своим юным поклонницам из дворни. "Сцены из господской жизни", своего рода. Рисуясь и с, покоряющим девичьи сердечки, знанием дела, велеречивый приказчик смакует пикантные подробности и жонглирует гнусными намёками. Так сказать, обличает безобразия своих хозяев, однако не может скрыть зависти и восхищения господской красивостью и порочностью.

Не люблю этот фильм. Но его спасает от погружения в чудовищную пошлость мощный актёрский состав, трепетно бесстыдная в своей привлекательности Галенька Беляева

 
 
-6

и (в первую очередь) гениальный вальс Евгения Доги.

 

 

Затем пришёл черёд масштабного байопика "Анна Павлова", в котором были задействованы международные ресурсы и на который возлагались большие надёжды. Потрясающий исторический и культурный фон, чуть ли не каждый второй персонаж - гений и легенда. Прекрасный актёрский состав, музыкальный и хореографический допинг для аудитории - в наличии. В роли продюсера - один из лучших режиссёров века, постановщик знаменитых "Красных башмачков" - Майкл Пауэлл.

 
 
Галина Беляева в роли великой балерины

Итог: торопливая скороговорка галопам по Европам, архаичная подача, тяжеловесная патетика диалогов и удручающая шаблонность приёмов. И это в картине, рассказывающей о тех, кто те самые шаблоны фанатично разрушал, кто создавая новый балетный язык и художественную школу, повлиявшую на столетие вперёд.

Фильм "Анна Павлова", разумеется не лишён своих прелестей, но на 4 1/2 часовой хронометраж их непростительно мало. Недавно я попытался пересмотреть, но более, чем на час меня просто не хватило. Увы.

Есть у меня стойкое ощущение, что уйдя со своей колеи "поэтического кино" и воспевания "цыганской вольницы", Лотяну утратил эстетическую почву под ногами. Лишился корней, как говорится. Амбиции подрезали ему крылья. Из вдохновенного певца красоты и свободы он перешёл в разряд ... сами решайте кого.

Не хочу больше выпускать стрелы в эту чудесную мишень. Наверное, во мне говорит банальная обида. Обида на то, что я, как мне кажется, не дополучил пару-тройку волшебной красоты фильмов, которые всегда были редкостью, а в наше время и вовсе исчезли с экранов. А Эмиль Лотяну был именно по этой части. И таких уж нет нынче.

Моя оценка фильмографии:

1963 — Ждите нас на рассвете - 7

1966 — Красные поляны - 8

1968 — Это мгновение - ?

1971 — Лаутары - 8,5

1976 — Табор уходит в небо - 9

1978 — Мой ласковый и нежный зверь - 8

1983 — Анна Павлова - 8

1993 — Скорлупа - ?

Любимый фильм:

Табор уходит в небо (1976)

...

И в заключении пара любимых музыкальных моментов из фильма "Табор уходит в небо".

1. "А девки у нас - иконы ходячие!"

Песня про яблоко.

Незабываемая сцена. Лотяну был невероятным "cinema animal" всё-таки. Когда находился в своей стихии.

 

2. Сватовства Зобара.

Песня "Нанэ цоха".

Эта цыганская Лолита буквально с ума сводила всех парней. Не хуже той Рады фатальной.

А поёт девчонка (если кто не в курсе) о том, что на свидание с милым ей нечего надеть. Одна из двух главных тем для девичьих жалоб, как известно. Первая, если помните: "все мужики сволочи". Частенько эти жалобы соединяются в единый плач.

Но вы посмотрите какие чертенята пляшут у девчонки в глазах! )

 

Господи, куда же всё кануло? Почему теперь в кино всё так мерзко? (это я уже свой вечный плач завёл, с ним и ухожу ... но пока не в небо))

Оценка фильмографии

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Идеальная роудсонг, заполненная светом и надеждой, духом свободы и жаждой приключений Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »