Часть вторая

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть вторая.
 

Weather Report - "Sweet Nighter" (1973) / bass - Miroslav Vitous, Andrew White

Стараюсь обходиться в своём обзоре без фьюжена и джаз-рока. Иначе я рискую захлебнуться в дифирамбах Стэнли Кларку, Ральфу Армстронгу, Джону Патитуччи, Рону Картеру, Жако Пасториусу и проч. Но здесь не удержусь, ибо - случай особенный.

Sweetnighter стал первым альбомом настоящего фьюжн, который я услышал, а самым главным впечатлением от альбома стал для меня бас. Всё остальное я прочувствовал уже позже, но в первый раз я как заворожённый шёл по извилистой басовой тропинке. Бас был моим навигатором и курсором, он вёл меня сквозь дебри футуристических пассажей Джо Завинула, подсвечивал сквизы, флипы и форшлаги Вэйна Шортера.
Бас на этом альбоме стал порталом к совершенно новому для меня звучанию. Дружелюбный и мягкий саунд, сочетающийся с мелодичностью линий, позволял комфортно воспринимать альбом от начала до конца. И не просто воспринимать, а восторженно внимать!

 

То был ошеломляющий опыт проникновения на новое музыкальное плато. Я карабкался на его высоту по верёвочной лестнице, предоставленной Мирославом Витушем.
Долгое время я даже не понимал, что это звучит не электрический бас, чаще всего, а джазовый контрабас (отсюда и дружелюбная мягкость и элегантная стать).

Более того, на этом альбоме работают целых два бас-гитариста. Вторым был Эндрю Вайт, который уже записывался с "Прогнозистами" на одном из трэков предыдущего альбома (I Sing the Body Electric, 1972), но там он играл на английском рожке (он же - альт-гобой).
Вся штука в том, что на "Сладкоежке" (именно так следует переводить название "Sweetnighter"Джо Завинул задумал резкий стилистический разворот группы от спонтанных импровизаций первых двух альбомов в сторону более структурированной и ритмичной музыки, более жёсткого звучания.

Рулём для такого резкого поворота должен был стать фанковый грув ритм-секции. Но для этого необходимо было "подвинуть" Мирослава Витуша, который фанк откровенно не любил и электрическим басом слегка брезговал (как и большинство джазовых басистов).
Витуш предпочитал экспериментировать с гитарными педальками, подключая их к своему контрабасу и добиваясь более объёмного и глубокого звука, способного выдерживать акустическую конкуренцию с электрическими клавишами Завинула.

 

Для фанкового баса понадобился второй басист, которым и стал Эндрю Вайт, имевший опыт подобной игры, аккомпанируя 5 Dimension и Стиви Вандеру. Эндрю был инструменталист на все руки. Мульти.

Вайт "сделал фанк" на трёх композициях альбома. Это самые динамичные и "танцевальные" трэки, которые зафиксировали тот самый "стилистический разворот". Однако на двух из трёх этих трэков Вайт играет в басовом дуэте с Витушем. И это, скажу я вам, увлекательнейшая шарада - разбирать хитросплетение акустического и электрического баса! Подобная шарада способна отвлечь даже от виртуозных солистов - Завинула/Шортера.

 

 

Впрочем, я увлёкся самим альбомом. Наверное следует написать о нём отдельно, а сейчас вернусь к Витушу. О нём я изначально собирался вести речь. О нём и его басовых линиях.
Увлекли (почти 40 лет назад) меня именно "Линии Витуша". Электрический бас Вайта я идентифицировал тогда как фанкующую электрогитару, пока не получил возможность узнать подробности и персоналии ) Давно это было ...

Итак. Мирослав Витуш.

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть вторая.
 

Немного биографических деталей.
Мирослав Любослав Витуш - чех по национальности. Родился в Праге. С малолетства учился игре на скрипке и фортепиано. Потом переключился на контрабас и поступил, имея репутацию вундеркинда, в Пражскую Консерваторию.
Примерно тогда же он увлёкся джазом и вошёл в состав Junior Trio вместе со своим братом-барабанщиком и юным пианистом Яном Хаммером (да-да, тот самый Jan Hammer, который станет одним из столпов американского фьюжена).
В возрасте 18 лет его посылают от консерватории на музыкальный конкурс в Вену. Конкурс он проходит с блеском и получает приглашение в бостонский музыкальный колледж Беркли. Там Витуш проучится всего год, после чего присоединяется к одному из многочисленных джазовых комбо, базировавшихся в Чикаго.
В Чикаго его игру услышит на концерте сам Майлз Дэвис и позовёт в свой состав. Дальше пошло-поехало. Сотрудничество с великим Майлзом открыло для него все джазовые двери. Я даже не стану перечислять его коллаборации и сессии. Скажу коротко: Мирослав Витуш за пару лет стал одним из самых востребованных контрабасистов в джазе. Юный чех стал частью американской джазовой элиты.

Т.ч. на момент создания Weather Report он обладал репутацией вполне сопоставимой с той, что уже была у Завинула и Шортера. Характерно, что рассказывая о том кто именно создал Прогноз Погоды и Джо, и Вэйн приписывают эту заслугу себе, но оба утверждают, что создавали группу на пару с Витушем )
Сам Витуш предпочитает особо не вспоминать о временах с Weather Report, справедливо полагая, что у него хватает и других заслуг (рекомендую послушать его сольные альбомы, чтобы в этом убедиться).
"Сладкоежка" стала последней работой Витуша в составе WR. Разворот в сторону фанка его категорически не устраивал, а остальные не собирались включать обратку.
Но именно этот альбом так и остался моим любимым. Может быть, и даже наверняка, именно благодаря некоторой незавершённости разворота. Она (незавершённость) интригует и оставляет простор для воображения.
И по-прежнему меня очаровывает бас на этом альбоме. Точнее - два баса, соревнующиеся и взаимодействующие.
Кстати, о "незавершённости разворота" - на Sweetnighter есть только две композиции в которых звучит электрический бас Витуша (именно электрический, подчёркиваю) и никакого фанка, никакого второго басиста. Вот эти-то две вещи (Adios + Will) и оставляют ощущение незаконченного разворота. Они воздушны, волшебны, таинственны. И какой там бас!

 

А какие кружева плетёт Завинул в единственной композиции альбома, автором которой является Мирослав Витуш - Will.

 

Короче говоря, Мирослав Витуш покорил моё сердце игрой на этом альбоме раз и навсегда. У Прогнозистов потом буду играть такие гении баса как Альфонсо Джонсон и Жако Пасториус, но они так и не затмят в моём сердце пражского вундеркинда. Хоть режьте меня на куски, но он был лучшим у Везарипот )

------------

Что-то вроде эпилога )

На той бабине, которая по воле случая попала в мою коллекцию в далёком 1985 году и которая открыла мне, юному апологету всяческого харда и арта, портал на планету Jazz-Fusion, был записан ещё один альбом WR Mr. Gone (1978). Так вот он меня совершенно не зацепил. Да, было понятно, что играют эти парни очень круто. Да, тот самый Пасториус на басу жаконит как надо. На том альбоме присутствует его сигнатурная вещь - Punk Jazz, если помните). Она почти гениальна.

 

Но остальной альбом ... не то. Совершенно другое впечатление.

Как говорил один харизматичный персонаж из гайдаевской классики: "Романтизьму нет".

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть вторая.
 

А за романтизьм у Метеорологов отвечал упрямый чех, отказавшийся поворачивать к фанку.

P.S. опять вынужден извиниться за яндекс-музыку. Не нашлось у них Сладкоежки в аудио-коллекции. Пришлось вставлять ролики из ютуба.

Если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:

Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть первая.

Альбомы с любимыми басовыми партиями

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Выбрать любимую песню из сонгбука группы КРУИЗ никакой сложности для меня не составляло Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »