Часть первая

 
 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть первая.
 

Давно было у меня желание написать статью, в которой я рискну слегка подсветить работу "серых кардиналов" и молчаливых (чаще всего) тружеников рок-фронта. И вот решился я на это гиблое дело, наконец.

Начну с одного из тех мастодонтов, чей могучий бас лежит краеугольным камнем в фундаменте рок-музыки. Это был музыкант-новатор, который формировал основные принципы игры на электрической бас-гитаре в составе рок-группы.

Он, Джон Энтвистл и Пол МакКартни, для меня, - святая троица баса. Их игра явилась образцом для сотен тысяч басистов, игравших рок в 60-70-х.
Итак, дамы и господа, встречайте - Джек Брюс!

 
 
Jack Bruce
 

 

Jack BRUCE - "Songs For A Tailor" (1969)/ bass - Jack Bruce

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть первая.
 


Позволю себе автоцитату:

"Надо ли говорить, что альбом, помимо прочих несомненных достоинств, стал Библией для бас-гитаристов. Здесь представлены лучшие образцы того, как надо играть ярко, изобретательно и технично, но при этом не нарушая гармонии композиций ненужным выпендрёжем самовлюблённого виртоузничества, чем очень часто грешат сольные работы выдающихся бас-гитаристов."


(полностью рецензию на альбом читайте здесь)

В дальнейшем я постараюсь обойтись без сольников бас-гитаристов, которые по определению заточены под бас, и в этом частенько бывает заключена их главная слабость. Но будет и несколько исключений, которые стоят для меня особняком. "Песни для портняжки" - из их числа.

Показательные трэки:

 

--------------------------------------

 
 
Roger Glover
 

 

Deep Purple - "Machine Head" (1972) / bass - Roger Glover

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть первая.
 

Роджер Гловер из числа тех бас-гитаристов, кто никогда не лезет на авансцену и не тянет на себя одеялку, а то, что положено ему делать по штату - делает безупречно. Таких басистов - большинство, конечно.

Но если прислушаетесь к его партиям в Pictures of Home, Never Before, Space Truckin' (да и остальные, пожалуй), то вы услышите, что этот парень далеко не так прост. Даже на фоне таких солистов как Лорд и Черноморец.

Показательные трэки:

--------------------------------------------------------------

 
 
Gary Thain
 

Uriah Heep - "Demons & Wizards" (1972) / bass - Gary Thain

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть первая.
 

Гари Тэйн присоединился к Хип в начале 1972 и был в составе ровно три года. Записал с ними 5 альбомов (считая Live). Казалось бы, не так и долго, по меркам этой группы. Но именно состав с Тэйном на бас-гитаре справедливо считается "золотым" и "классическим".

Гари влился в ансамблевый саунд на удивление гармонично.
Его бас предельно эмоционален, партии на редкость певучи. Музыкальную фактуру эти басовые партии расшили яркими узорами. Замечательные мелодии Хенсли заиграли новыми красками. Окрепла ритмическая структура, заматерели фирменные риффы.
Из всех музыкантов "золотого" состава, как инструменталист он мне наиболее интересен.

Этот, дебютный для него, альбом, как мне кажется, является убедительным подтверждением сказанного мной выше.

После того как Тэйн вынужден был уйти из Uriah Heep ни Джон Веттон, ни Тревор Болдер (музыканты экстра-класса, вне каких-либо сомнений) так и не стали, н.м.в., адекватной заменой Гари. Он словно рождён был для работы в UH, но злодейка судьба распорядилась по- своему.

Показательные трэки:

-------------------------------------------------------------

 

 
 
Martin Turner
 

Wishbone Ash - "Argus" (1972) / bass - Martin Turner

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть первая.
 

Позволю себе ещё одну автоцитату:

Мартин Тёрнер всегда был поклонником Джона Энтуистла и играл в его манере - мелодично и ярко, иногда солируя не хуже участников прославленной гитарной двойки, умело пользуясь медиатором.

Мой рассказ о группе Wishbone Ash

Рецензия на альбом Argus

В "Аргусе" имеется целая россыпь сочных басовых деликатесов, на мой вкус. Конечно, они лежат в тени гитарной двойки, но вы прислушайтесь ...

показательные трэки:


------------------------------------------------------

 
 
John Entwistle
 

 

The Who "Quadrophenia" (1973) / bass - John Entwistle

 
 
Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть первая.
 

Мой "басовитый" список, конечно же, не может обойтись без разговора о Джоне Энтвистле. А если выбирать самый показательный альбом, с точки зрения исполнительского мастерства великого "Окса", то ясен перец, что на очереди Квадрофения.
Впрочем, тоже самое было бы и с остальными участниками группы, возьмись я писать про любого из них в формате "гитарный, барабанный, вокальный". Квадра - пик творческой и исполнительской самореализации The Who.
А для меня лично это вообще любимый альбом во всей рок-музыке. Это квинтэссенция всего, за что я люблю рок. Квадра - его символическое воплощение. В ней я нашёл тот самый драйв, который мне нужен, который меня цепляет и тащит на протяжении каждого прослушивания и почти полувека знакомства с этим альбомом. Это - та самая музыкальная фактура, которую я ассоциирую с самим понятием - "рок-музыка". Это - та идеология и мифология, которая связана у меня с роком накрепко и навсегда.

Когда я впервые услышал этот двойник (мне было 14 или 15 лет), меня сразу прибило к дивану от восторга, а потом вытолкнуло из него как пружиной на середину комнаты, и я забился в экстатическом танце (была у меня такая особенность самовыражения в юности)).
Ничего подобного я не слышал раньше, хотя уже был знаком с ЛЗ-ДП-ЮХ-БС-Слэйд-Свит-Назарет и многими другими. Квадра своей мощью превзошла всё, в моём понимании. И что характерно - остаётся на вершине до сих пор.

Что же касается Джона, то с него ведь всё и начинается. Вспомните как стартует Квадрофения (увертюра - I Am The Sea): шум прибоя, клавишные переливы, крики чаек, приглушённые обрывки музыкальны фраз (лейт-мотивы, каждый из которых является одной из сторон "расчетверённой" личности главного героя - Джимми Купера)

и вдруг резкий переход к мощному хардешнику The Real Me, в котором доминирующей краской является именно партия бас-гитары Энтвистла.

Сказать по чести, далеко не сразу я даже понял, что это был именно бас.
Фантастическая игра Джона на этом трэке заслуженно признаётся одной из лучших басовых партий в рок-музыке, фигурируя в любом более-менее приличном рейтинге bass-performings. И дело здесь даже не в виртуозности, а в мелодичности, драйве и какой-то наглой самоуверенности.
Джон записал этого огнедышащего бас-дракона с первого дубля. По его признанию - "валяя дурака" - импровизируя на основную тему.

Второго дубля не потребовалось. Остальные участники группы моментально пришли в восторг - это было то, что нужно и даже больше того. Всем стало ясно, что Джон поднял планку на нужную высоту - начало оперы впечатляет. Теперь было важно не уронить планку до самого конца.

Пожалуй, на этом надо завязывать с презентацией, а то распишусь опять на пять листов ). Лет 20 я собираюсь написать полноценный обзор своего любимого альбома и каждый раз малодушно отступаю. Но и сейчас моя цель была не в том, чтобы писать эссе-подобную филиппику.

Вернусь лучше к Джону Энтвистлу.
Возвращаясь к разговору про него, я должен вернуться к лейт-мотивам. Энтвистл в Квадрофении отвечает за романтическую сторону личности Джимми Купера. Своеобразной "презентацией-каватиной" романтического Джимми является тема Is It Me? Она всплывает на протяжении оперы то здесь, то там, в самых разных вариациях.

Наиболее ярко вопрос Is It Me звучит в драматичной арии Doctor Jimmy. В "Докторе" проявляется самая агрессивная сторона Джимми, это - миг полного отчаяния на грани саморазрушения, который время от времени прерывается неким просветлением: "Минуточку. А это я вообще?".

А к чему это я? Да к тому, что не ищите там вокал или акцентированный бас Джона. "Романтическая сторона" главного героя просто была навеяна Таунсенду самой личностью великого басилы. Энтвистл стал её прототипом, но музыкальное воплощение было отдано на откуп Долтри (для которого Квадра тоже стала звёздным часом). Однако, несколько неожиданным был выбор "романтического прототипа". Казалось, что могучий Окс - не по этой части. Какой же он романтик? Но Питу было виднее - ху из в Ху.

Лучшие же басовые партии (нмв) это - уже аттестованная мной выше The Real Me, гимноподобная рок-манифестация The Punk And The Godgather,

невротичная до рваного стаккато и финиширующая цирковым маршем под львиное рычание The Dirty Jobs

+ квази-блюзовая размышлялка Drowned с впечатляющим инструментальным сегментом в середине.

Впрочем, если кто-то выберет другие трэки для презентации басового совершенства Джона Энтвистла, то я ничуть не удивлюсь и не стану протестовать. Но только при условии обязательного наличия The Real Me в сете, ибо иначе это будет означать издевательство над здравым смыслом )
"Бык" феерит на протяжении всей оперы - от первых нот до финального фэйдаута. Мощь & красота в басовом воплощении.

Я что неправ, хотите сказать? (и спрятал дубинку за спиной))

Альбомы с любимыми басовыми партиями. Часть вторая.

Альбомы с любимыми басовыми партиями

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Выбрать любимую песню из сонгбука группы КРУИЗ никакой сложности для меня не составляло Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »