Неоднократно мне доводилось слышать суждения такого типа:
"Вагнер в "Кольце Нибелунгов" запечатлел нечто трансцендентальное, "нечеловеческое", удаленное от мирских страстей, личных человеческих переживаний и суеты".
Не согласен я с подобным мнением. Страстей (вполне человеческих) там с избытком и именно они интересны, в первую очередь. Точнее то, как они поданы Вагнером, как оформлены музыкально и как резонируют с душевными вибрациями слушателей (зрителей).
Дело (опять же) не в самом сюжете. Эсхатологический контекст в "Кольце" накрепко увязан с гуманистическим пафосом и во-многом является лишь поводом эти самые "страсти человеческие" заострить и поднять на котурны, чтобы они засияли во всём блеске (музыкальном, в частности). Без этих страстей сия история была бы пустой и глупой. В "КН" есть и любовь, и предательство, и ревность, и месть, и алчность, и благородный порыв, и всё остальное. Всё там в полном порядке с "личными переживаниями". Как и любой эпос, он базируется именно на "личных страстях", пусть и в обобщенной форме, с безусловным метафизическим наполнением (глупо было бы отрицать столь очевидное), но невозможно свести весь смысл, всю драматургию тетралогии Вагнера к абстрактным сентенциям, отказав в какой бы то ни было связи с реальностью человеческого существования и связанных с ней переживаний. Это было бы, на мой взгляд, еще более глупо.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »