ЕЩЁ ПАРА СЛОВ О РУССКОМ РОКЕ, БАРДАХ, ВЫСОЦКОМ И НЕ ТОЛЬКО.

 

Рок в СССР, до момента своей самоорганизации (рок-клубы, магнито-альбомы, самиздатовские журналы, фестивали и т.д.), ещё не был именно "русским роком". Он, в силу разных причин, был уделом весьма ограниченного круга людей.

Соответствующие инструменты и аппаратура были доступны в 60-х только профессиональным музыкантам (эстрада и джазмены). В 70-х они стали получать более широкое распространение уже за счет клубов и ДК, стали появляться у привилегированных вузов и даже некоторых школ, т.е. появилась возможность т.н. "самодеятельного творчества".

Но допуск к ним, чаще всего имели уже подготовленные люди с некоторым музыкальным опытом (музыкальная школа, как правило). Особое преимущество давало знание английского языка, т.к. исполнялись, как правило, англоязычные песни из репертуара западных музыкантов.

Т.е. существовал определенный ценз на доступ - социальный, профессиональный, экономический. Этот доступ обеспечивал определенный уровень исполнительского мастерства. Рок-музыканты того поколения были, в массе своей, намного более компетентными и образованными. Но у них не было широкого выхода на массовую аудиторию. Танцплощадки, кабаки, жэковская, вузовская и школьная самодеятельность не в силах была им это обеспечить. Практиковались подпольные концерты, часто заканчивавшиеся массовым "винтиловом", сопряжены они были с определенным риском (начиная где-то со второй половины 70-х).

Был и другой путь - рекрутирование в ВИА. Но это отдельная тема.

В 60х-70х рок был очередным модным (тогда всё запретное или полу-запретное было модно) музыкальным жанром и не более того.

Но как только рокеры начали осознавать свою силу, как только появилась возможность реально влиять на умы, так сразу же на первый план вышли талантливые авторы-текстовики. А они не могли не нести в себе прививку, которую впрыснул в них Высоцкий.


Это манту намочили ленинградским рок-клубом (а затем и целой волной подобных рок-клубов и рок-лабораторий по всем крупным городам Союза) и оно проявилось, как только на русский рок обратилось массовое внимание.

Рок осознал себя, как реальную художественную и социальную силу, выдвинул своих лидеров, а лидеры сразу запели про те самые "чаяния" и были подняты на хоругви.
До этого на сходных "хоругвях" были барды, а первым среди них был именно 
Высоцкий.

Он один заполнял эту протестную нишу, в массовом сознании, до появления поэтических лидеров русского рока.
Высоцкий энергетически и идейно был больше рокер, чем бард. У него, на мой взгляд, больше общего с Шевчуком и Кинчевым, чем с Окуджавой и Визбором. У него больше общего в тематике, в образной системе, в интонациях, но главное - в энергетике.
Бардам эта энергетика была чужда. Она ими отторгалась всегда, как нечто вульгарное.

Высоцкий был среди бардов даже не белой вороной, а белым бешеным быком.

Что-то похожее потом произошло с СашБашем. Он, по музыкальному формату, был типичный бард, но по энергетике и философскому мессиджу, был бОльшим рокером, чем тысячи горлопанов с электрогитарами и барабанной установкой.

Другое дело, что (на мой взгляд) ни один рокер даже близко к Высоцкомутак и не подошёл. ВСВ одними своими "Конями" или "Охотой на волков" сдувает весь русский рок с поляны начисто. До сих пор.

***
Русский рок, как культурно-историческое явление, начался с возникновения рок-клубов и появления студии 
Тропилло. До этого были просто русские музыканты, которые пытались 
играть западный рок в СССР. Не было ещё никаких серьёзных "месседжей". Попытки, конечно, уже были, но массового и такого влиятельного явления еще не было.

Если бы он (русский рок) рождался исключительно из слепого копирования западного, то и разговор о таком явлении был бы иной, или его вообще не было бы.

Но в СССР середины 80х была историческая необходимость и революционная ситуация, которые сформировали именно такой "русский рок", какой мы тогда получили. Не было уже спроса на "копирование", был спрос на мощную пассионарность.
Закончился пассионарный период - закончился и "русский рок", как явление.

 

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Идеальная роудсонг, заполненная светом и надеждой, духом свободы и жаждой приключений Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »