Рок в СССР, до момента своей самоорганизации (рок-клубы, магнито-альбомы, самиздатовские журналы, фестивали и т.д.), ещё не был именно "русским роком". Он, в силу разных причин, был уделом весьма ограниченного круга людей.
Соответствующие инструменты и аппаратура были доступны в 60-х только профессиональным музыкантам (эстрада и джазмены). В 70-х они стали получать более широкое распространение уже за счет клубов и ДК, стали появляться у привилегированных вузов и даже некоторых школ, т.е. появилась возможность т.н. "самодеятельного творчества".
Но допуск к ним, чаще всего имели уже подготовленные люди с некоторым музыкальным опытом (музыкальная школа, как правило). Особое преимущество давало знание английского языка, т.к. исполнялись, как правило, англоязычные песни из репертуара западных музыкантов.
Т.е. существовал определенный ценз на доступ - социальный, профессиональный, экономический. Этот доступ обеспечивал определенный уровень исполнительского мастерства. Рок-музыканты того поколения были, в массе своей, намного более компетентными и образованными. Но у них не было широкого выхода на массовую аудиторию. Танцплощадки, кабаки, жэковская, вузовская и школьная самодеятельность не в силах была им это обеспечить. Практиковались подпольные концерты, часто заканчивавшиеся массовым "винтиловом", сопряжены они были с определенным риском (начиная где-то со второй половины 70-х).
Был и другой путь - рекрутирование в ВИА. Но это отдельная тема.
В 60х-70х рок был очередным модным (тогда всё запретное или полу-запретное было модно) музыкальным жанром и не более того.
Но как только рокеры начали осознавать свою силу, как только появилась возможность реально влиять на умы, так сразу же на первый план вышли талантливые авторы-текстовики. А они не могли не нести в себе прививку, которую впрыснул в них Высоцкий.
Это манту намочили ленинградским рок-клубом (а затем и целой волной подобных рок-клубов и рок-лабораторий по всем крупным городам Союза) и оно проявилось, как только на русский рок обратилось массовое внимание.
Рок осознал себя, как реальную художественную и социальную силу, выдвинул своих лидеров, а лидеры сразу запели про те самые "чаяния" и были подняты на хоругви.
До этого на сходных "хоругвях" были барды, а первым среди них был именно Высоцкий.
Он один заполнял эту протестную нишу, в массовом сознании, до появления поэтических лидеров русского рока.
Высоцкий энергетически и идейно был больше рокер, чем бард. У него, на мой взгляд, больше общего с Шевчуком и Кинчевым, чем с Окуджавой и Визбором. У него больше общего в тематике, в образной системе, в интонациях, но главное - в энергетике.
Бардам эта энергетика была чужда. Она ими отторгалась всегда, как нечто вульгарное.
Высоцкий был среди бардов даже не белой вороной, а белым бешеным быком.
Что-то похожее потом произошло с СашБашем. Он, по музыкальному формату, был типичный бард, но по энергетике и философскому мессиджу, был бОльшим рокером, чем тысячи горлопанов с электрогитарами и барабанной установкой.
Другое дело, что (на мой взгляд) ни один рокер даже близко к Высоцкомутак и не подошёл. ВСВ одними своими "Конями" или "Охотой на волков" сдувает весь русский рок с поляны начисто. До сих пор.
***
Русский рок, как культурно-историческое явление, начался с возникновения рок-клубов и появления студии Тропилло. До этого были просто русские музыканты, которые пытались
играть западный рок в СССР. Не было ещё никаких серьёзных "месседжей". Попытки, конечно, уже были, но массового и такого влиятельного явления еще не было.
Если бы он (русский рок) рождался исключительно из слепого копирования западного, то и разговор о таком явлении был бы иной, или его вообще не было бы.
Но в СССР середины 80х была историческая необходимость и революционная ситуация, которые сформировали именно такой "русский рок", какой мы тогда получили. Не было уже спроса на "копирование", был спрос на мощную пассионарность.
Закончился пассионарный период - закончился и "русский рок", как явление.