Менее распространенная и более поздняя расшифровка аббревиатуры AOR - Adult-oriented Rock (рок для взрослой аудитории) - более точно отражает суть самого феномена, как мне кажется.
В моём понимании АОR - это музыкальный компромисс. Этот жанр появился тогда, когда эстетические каноны традиционного рока активно вытеснялись с рынка и из сознания нового поколения эстетикой "новой волны", хэви-метал, панка и диско, но значительная часть аудитории отвергала эту ново-волновую эстетику, оставаясь преданной идеалам юности. Именно на потребности этих людей и был ориентирован жанр. Оставался еще могучий рыночный запрос и он не мог не вызвать ответного предложения со стороны музыкантов.
К началу 80-х уже целое поколение выросло на утяжелённом звуке и несколько усложненных композициях (если сравнивать с традиционным песенным поп-форматом). Повзрослевшие "Дети Вудстока" желали продолжать слушать нечто подобное, но без "металлического" или панковского экстремизма, диско-гламура и авангардных заморочек - качественный и мелодичный хард-рок подходил для них идеально.
Исходя из этого напрашивается вывод: АОR –это музыка, катящаяся по давно разработанной колее, сверх-профессионально написанная и исполненная. Музыка в меру тяжёлая, чтобы удовлетворить вкус повзрослевших поклонников харда, в меру усложнённая, на радость ностальгирующим поклонникам арта, в меру сладкозвучная, чтобы попасть в ротацию радиостанций и, чаще всего, совершенно безликая, лишённая всяких претензий на лидерские позиции в списках и поллах, составляемых модными критиками или радикально настроенными студентами.
Т.е. полная и принципиальная противоположность панку и его производным, отвоевавшим себе главенствующие позиции в сердцах нового поколения рок-фанов.
Масса выдающихся, некогда увлечённых поисками новых путей, рок-музыкантов со временем перешли именно в этот формат.
В АОRе в принципе не бывает некачественной музыки, если подразумевать ремесло, но нет в ней и ничего принципиально нового. И не может быть, по определению.
Попробую определить некоторые важные и характерные жанровые признаки этого музыкального явления.
- помпезные клавишные партии
- высокий и сильный вокал, любовные тексты
-сверх-техничные музыканты - чаще всего - солянка из эксов (известных по выступлениям в некогда знаменитых составах)
- утяжелённый, но "радио-форматный" саунд, использующий шаблоны арта и харда.
Явление это было популярно именно в 80-х, когда "дети Вудстока" стояли на пороге своего сорокалетия. У них еще не угас интерес к концертным выступлениям своих любимцев и находились для этого силы и возможности. Таким образом, они обеспечивали поддержку гастрольных проектов представителям сего почтенного субжанра. Они же, будучи финансово благополучным и весьма активным сегментом рынка, скупали пластинки, обеспечивая золотые и платиновые сертификаты исполнителям AOR. В конце-концов, именно Дети Вудстока на тот момент стали, с позиций менеджмента, определять ротационную политику большинства радиостанций.
Однако, по мере старения этого поколения, начал терять позиции и сам жанр. Со временем AOR и вовсе сошел на нет и на сегодняшний день он выглядит неким анахронизмом и объектом локальной ностальгии. Несмотря на несомненно высокое качество музыкального продукта, жанру не хватало пассионарности и прорывного потенциала.
Следование проверенным шаблонам и стереотипам автоматически обеспечивало временный успех, но оно же и содержало в себе смертельный яд, который усыплял, парализовывал и вводил в кому.
Печальный, но закономерный удел.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »