Прыжок как итог ("Полёты во сне и наяву")

 
 
Прыжок как итог ("Полёты во сне и наяву")
 

Из цикла "Песня в фильме".

Советский кинематограф если и был впереди планеты всей в каком-то из художественных элементов, используемых в кино, так это в умении включить песню в драматургию и сделать её важной частью картины.
В этом мы опережали даже Голливуд, пожалуй. И даже Болливуд. Возможно, по количеству песен в фильмах индусы и оторвались от советских кино-мастеров, но по разнообразию приёмов, контекстов и стилистической палитре - нет. У индусов приёмов и подходов не густо, как ни крути. Наши же мастера использовали песни блестяще. Как песни, специально написанные для фильма, так и умело отобранные из числа давно известных (или до того - мало известных) для усиления эффекта, расшифровки подтекста, характеризации персонажа, создания атмосферы и т.п.

Впрочем, пора обратиться к "Полётам".

 
 
Прыжок как итог ("Полёты во сне и наяву")
 

 

Сцена празднования дня рождения главного героя - пример виртуозной режиссуры. Здесь всё тонко, но нигде не рвётся.
Диалоги малозначимы, монологи (они же - тосты, в данном случае) - шаблонны, но при этом все драматические акценты идеально расставлены, каждый персонаж получил свой финальный мазок к психологическому портрету, все взаимоотношения прочерчены и сведены к финальному крещендо.
Мимика, взгляды, погода, пейзаж, пластический рисунок актёрской игры (неловкие объятия, неуклюжие танцы, и этот жест, когда Янковский ловит и подтягивает к себе тарзанку) - всё это работает на драматургию лучше любых слов и и подводит к кульминации.

 

 
 
Прыжок как итог ("Полёты во сне и наяву")
 

 

Пронзительная, почти душераздирающая сцена с тарзанкой. Катарсис, мать его (впрочем - квази-катарсис, если быть честным).
А ключевую роль в этой сцене играет именно песня. Популярный шлягер Валерия Леонтьева (кавер на песню Марыли Родович - Kolorowe Jarmarki) - довольно неожиданный, казалось бы, выбор режиссёра. Но цыганистый надрыв, фирменная леонтьевская экспрессия и, самое главное, текст идеально попадают в нужную тональность. Песня становится чем-то вроде античного хора в пьесе - даёт краткое объяснение произошедшему на экране:

Мчится всадник прямо в осень, не замедлит свой бег,
Кто-то скажет, кто-то спросит: "Как ты прожил век?"
Я стараюсь, успеваю, но нахлынет печаль,
Где-то шарик мой летает, и медовый пряник тает,
Ах, как жаль, ах, как жа-а-аль.

И герой явно не на ярмарку едет, а с ярмарки ... даже не едет, а спрыгивает.
Но через пару минут он возвращается на ярмарочный балаган. Именно поэтому - квази-катарсис (и припев "Ярмарок" опять в тему).
Настоящий катарсис начнётся после того, как гости покинут испорченное Серёгой Макаровым гуляние и он останется один. Даже без цыгана -Леонтьева на кассете. Совсем один...

 
 
Прыжок как итог ("Полёты во сне и наяву")
 
 

 

Жаль, что Балаян, безусловно выдающийся мастер режиссуры, больше ничего, достойного своего же таланта, так и не снимет. Увы.

ФИЛЬМ: "Полёты во сне и наяву" (1983, режиссёр - Роман Балаян, в главной роли - Олег Янковский)
ПЕСНЯ: "Разноцветные ярмарки" (Валерий Леонтьев)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »