Доживём до понедельника, 1968, СССР
Режиссёр - Станислав Ростоцкий.
В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Валерий Зубарев, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Михаил Зимин и др.
К Станиславу Ростоцкому у меня, как это не странно, довольно сложное отношение. Он - большой мастер и, вне всяких смонений, заслужил всенародное признание. Его фильмы были и остаются любимы многими до сих пор, спустя очень много лет. Многие из этих фильмов входят в число "неприкасаемых ценностей" (Дело было в Пенькове, На семи ветрах, А зори здесь тихие, Белый Бим Чёрное Ухо).
Но я, в силу моего "нордического" отношения к жизни и к искусству, как одной из важнейших составляющих этой самой "жизни" (а кино Ростоцкого - несомненно является именно искусством), редко готов принять прямолинейную манипуляцию, к которой постоянно прибегал в своих фильмах Станислав Иосифович.
Я имею в виду - виртуозное умение воздействовать на эмоции зрителя. Поймите меня правильно: дело здесь не в "запрещённых приёмах", упаси Господи, дело в приёмах как таковых. Такие приёмы, когда я их отчётливо вижу (а вижу я их всегда, когда вижу)), выходят за рамки моего эстетического "диапазона приемлемости" ).
Это - чисто личное, скорее всего. Но ведь я и стараюсь писать именно о личном, я не претендую на "объективность оценок". Так что ... в общем и целом ... Ростоцкий, конечно, мастер, но ...
Есть только один фильм у мастера, который я принимаю целиком, со всеми потрохами и вольными допущениями. Фильм, который я считаю настоящим шедевром в области "школьного кино". Шедевром, который вряд ли теперь возможно превзойти, ибо он описывает феномен, который относится к "ушедшей натуре". Та натура ушла безвозвратно и не вернётся уже никогда. А она была уникальной - советская школа.
Поверьте, я прекрасно вижу некую сказочность, возвышенное преувеличение достоинств этого самого феномена советской школы. У меня с этим "феноменом" были не самые простые (очень мягко говоря) отношения и расплевался я с советской школой... Не буду вдаваться в детали, но всё было жёстко.
И тем не менее, а может именно благодаря этому, я имею наглость считать, что имею некоторое право (эк загибаю! и уж догну теперь до конца)) утверждать - советская школа (и только она) могла и должна была быть именно такой, какой показал её в "Понедельнике" Станислав Ростоцкий.
Вот таким мог и должен был быть учитель (верю, что где-то такой и был) как Мельников в блистательном исполнении Вячеслава Тихонова (эту его роль я смело ставлю выше любого Штирлица).
Такими должны и могли были быть отношения в учительской и внутри классного коллектива. Такие принципы, традиции, нравственные установки необходимо было хранить и отстаивать.
Фильм Ростоцкого далеко не являлся "лакировкой действительности", в нём поставлено множество вопросов, подсвечены реальные школьные проблемы и отнюдь не каждый раз он даёт нам ответы (да и не должен был). Но всё-таки он чуток на котурнах. Приподнят над реальным положением в школьном образовании.
Но я полагал тогда и смею заверить сейчас - только так и нужно было показывать школу. Чтобы люди - и школьники, и педагоги - видели ориентир, имели возможность обращаться к авторитету (тогда ещё экран обладал этим качеством).
Последовавшая в перестроечные времена и не остановившеяся по сию пору волна школьной "чернухи" меня только укрепила в этом мнении.
Достигнуть такого эффекта - показать некий (пусть несовершенный) образец - Ростоцкий сумел благодаря тому самому режиссёрскому мастерству, с которого я начал разговор о его творчестве.
Выбор актуального сценария, который не оставит равнодушным никого (сценарист - Георгий Полонский). Прекрасная операторская работа Вячеслава Шумского - какие восхитительные кино-портреты Тихонова, Печерниковой, Зубарева, Старыгина, Остроумовой, да что там говорить - каждый более-менее значимый персонаж запечатлён и показан идеально, с точки зрения психологизма/драматизма.
Прекрасная музыка Кирилла Молчанова - без неё не было бы "котурн", на которых возвысилась "мечта об искренней школе".
И конечно же, в самую первую очередь, - безошибочно точный кастинг!
В этом умении Ростоцкому никогда нельзя было отказать, но именно здесь он (н.м.в.) просто идеален. Многие из артистов сыграли в этой картине свои лучшие роли. Это касаетя как "старой гаврдии" : Тихонов, Меньшикова, Зимин, Соколова, так и молодняка: Зубарев, Старыгин, Остроумова, Чернов, да и для Ирины Печерниковой это была первая значимая роль в кино.
Все эти достоинства - составная часть хорошей режиссуры. Ведь суть режиссёрского мастерства в умении сформулировать идею своего авторского послания в максимально понятной и задевающей душевные струны форме. Во всяком случае, когда мы имеем дело не с режиссурой формотворцев/экпериментаторов, а с постановщиками, для которых главное - разговор со зрителем на волнующую тему ("манипуляторы" те самые)).
"Доживём до понедельника" - идеальный пример именно такой режиссуры - разговора по душам.
Кажется, что теперь такой разговор неуместен? Нет уже того "феномена"?
Бросьте, вы же хотите говорить об этом и сейчас. Вы хотите вернуться к такому разговору с экрана. А это значит что вернёмся. Обязательно и скоро вернёмся.
Я в этом не сомневаюсь. И за это мой низкий поклон "манипулятору" Ростоцкому.
И ведь вижу - опять манипулирует моими эмоциями, полвека уже той манипуляции ) Но фильм от этого хуже не становится, скорее наоброт - я сам обманываться рад. Я сам много лет уже хочу обнять того Генку Шестопала и просто посмотреть ему в глаза. Сказать, что я его понимаю.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »