"Сказки туманной луны после дождя". Фильм великого Мидзогути - возможно, самый характерный пример того, как философия дзен находит свое отражение в эстетике японского кино.
"Сказки ..." - экранизация классического кайдана. Даже двух кайданов, если быть до конца точным. Этот фильм относят, и вполне справедливо, к числу самых выдающихся кино-шедевров, почитают как влиятельнейшую картину. Особенно это влияние касается уникальной техники киносъёмки. Влияние техники Мидзогути можно нащупать даже в "Русском Ковчеге" Александра Сокурова. Съемка большими линейными кусками, создающая иллюзию реального, а порой и сюрреального ощущения времени.
Техника супер-длинных планов, на мой взгляд, продиктована особенностями японской культуры и мировоззренческими постулатами дзен-буддизма. Такая техника совершенно не в характере, к примеру, средиземноморской, индуистской или (уж тем более) американской традиции. А для японцев или корейцев - абсолютна гармонична...
Впервые мне эти соображения (о корневой связи между практиками дзена и медитативными особенностями японского кино) пришли на ум очень много лет назад, когда я смотрел замечательный фильм "Гондза - копьеносец". Там был восхитительно снятый эпизод чайной церемонии. Отчетливо помню, что именно он и послужил толчком к подобным размышлениям и сопоставлениям. В фильме дотошно воссоздавалось почти получасовое ритуальное действо, без единого слова... но я не мог оторваться от происходящего на экране ни на секунду. Мало какой экшен был способен захватить и увлечь меня с такой силой. Это была самая настоящая магия. Магия японского кино.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »