Frank Sinatra
От сарказма и скепсиса к уважению и симпатии - примерно такой путь я прошел в сторону Фрэнка Синатры.
Гламурный понт и сладостный крунинг долгое время отталкивали меня. Отталкивали настолько, что за ними мне не видно и не слышно было блистательного исполнительского мастерства и искреннего чувства, которыми Синатра наделен, как мало кто из певцов в этом подлунном мире.
А все окончательно для меня решила пластинка с песнями Жобима
Когда Синатра поёт песни Жобима, я прощаю ему всё...
Я всем прощаю всё, когда он поёт эти песни.
10. This Town
"Этот город" написал специально для Фрэнка в 1967 году выдающийся певец, гитарист, продюсер и сонграйтер Ли Хэзлвуд.
Хэзлвуд был продюсером и автором главных хитов для дочери Фрэнка - Нэнси. Именно его These Boots Are Made for Walkin' стали триггером для ее короткой, но сверх-яркой карьеры.
Вслед за "Сапожками" последовала целая вереница хитов в исполнении Нэнси, написанных, а иногда и совместно с ней исполненных Ли Хэзелвудом. Сама судьба толкала его навстречу великому Фрэнку, их сотрудничество было неизбежно и оно состоялось. Одной этой песней оно не ограничилось, но мы в подробности углубляться сейчас не станем. Просто фиксируем факт - от дочери к знаменитому папаше в лапы с очередным золотым хитом в зубах.
А то что хит этот - золотой, сомневаться не приходится. "Город" включается во все сборники лучших песен маэстро, его можно услышать во множестве фильмов и сериалов, его не обходят вниманием и другие исполнители.
"Этот город" - иллюстрация классического стиля зрелого Синатры: расслабленно свингующий, импозантный и самоуверенный. Лощеный хозяин жизни, хотя и не без червоточинки в душе, но эта душевная заноза выходит наружу лишь мимолетным форсированием вокала и всплеском оркестрового тутти.
Насколько я знаю, песня не про Нью-Йорк, как многие ошибочно полагают, а про Лас Вегас.
9. My Way
Это, наверное, самая знаменитая песня Синатры, его визитная карточка. И как-то забывается при этом, что Фрэнк записал и исполнил ее, когда был уже всеми признанным королем эстрады, в возрасте за 50 (1969 год).
Забывают и то, что написал My Way французский шансонье Клод Франсуа, у него это была мелкая бытовуха из семейной жизни одной парочки, которая давно утратила свою любовь, но продолжает вместе жить, подчиняясь удобной привычке. Именно так песня и называлась, в своем французском варианте - Comme d’habitude (по привычке, или как обычно).
Пару лет ее исполнял Франсуа в таком виде. Песня пользовалась умеренным успехом и, скорее всего, забылась бы самым достойным и благополучным образом. Но однажды ее услышал по радио "канадский Синатра" - Пол Анка.
Анка написал на эту мелодию английский текст, ничего общего не имеющий с французским оригиналом. У канадца "Май Вэй" стал гимном зрелого мужчины, подводящего предварительные итоги своей жизни. Здраво рассудив, что самому ему итоги подводить рановато, Анка любезным образом предложил песню "настоящему" Синатре, с которым был в дружеских отношениях. Итогом истории стал статус "заглавной песни великого певца" и "одного из величайших хитов XX века".
На мой вкус, песня (с музыкальной точки зрения, как минимум) слегка переоцененная, но несомненно выдающаяся. Синатра в нее вошел как нога в любимый домашний тапок - комфортно и с удовольствием.
8. I've Got You Under My Skin
Впервые Синатра исполнил эту знаменитую песню великого Коула Портера аж в 1946 году. Потом он записал еще несколько ее версий, в т.ч. и концертные варианты, и дуэтные.
Фрэнк явно любил этот бродвейский зонг, написанный когда-то для забытого нынче фильма "Рожденная танцевать".
Да-да, вы правильно заподозрили - песня была написана для женщины, ее первой исполнительницей была актриса Вирджиния Брюс.
Но старина Фрэнк взял "женскую песню" в такой оборот и так провернул это дельце, что и не заподозришь теперь наличие дамских ... кхм. Чуть не подпустил легкую пошлость. Впрочем, Фрэнк, скорее всего оценил бы)
У Синатры получился подлинный шедевр элегантного мачизма и роскошной самоуверенности. Такие психологические краски - его исполнительский конек.
7. I'm a Fool to Want You
Единственная песня в моем списке, среди авторов которой значится Фрэнсис Альберт Синатра, собственной персоной.
Синатра сочинил и записал ее в 1951, именно в то время, когда разгорелся их страстный роман с голливудской дивой - Авой Гарднер. Роман двух знаменитостей привел Фрэнка к разводу с Нэнси Барбато и женитьбе на Аве.
С Гарднер они бурно прожили пару лет, пока она не подала на развод, влюбившись в великого испанского матадора Луиса Мигеля Домингина (любовь была не менее бурной и еще менее долгой, мягко говоря), но оформили они окончательный развод с Фрэнком только в 1957г. Именно тогда и была записана вторая версия этой песни, которая мной здесь и представлена.
Таким образом, и женитьба и развод прошли под знаком "Дурак я, что хочу тебя (глупо любить ту, которая принадлежит всем)".
Нет сомнений в том, что Фрэнк по особенному относился к этой восхитительной любовной балладе собственного сочинения, также как не может быть сомнений и в его глубокой любви к ветреной Аве Гарднер, которая мучила его еще очень долго.
I'm a Fool to Want You давно уже стала джазовым стандартом, пережила великое множество перепевок самыми выдающимися исполнителями, перечислять которых нет смысла, ибо их тьма тьмущая. Скажу только, что среди "женских версий" лучшей я считаю ту, которую спела в 1958 гениальная Билли Холидей. Впрочем, я и среди "мужских версий" равной ей не вижу, если честно. Но из мужчин "Дурака" лучше Синатры, конечно, никто не спел.
6. That's Life
Эту песню Фрэнк случайно услышал в машине по радио и решение исполнить ее пришло к нему в ту же минуту. А уж если Синатра что решил, то так тому и быть, разумеется.
В 1966 году с помощью лучших музыкантов Лос Анджелеса (легендарные The Wrecking Crew + куча приглашенных гостей) Фрэнк записал ее для альбома, который был назван именно так - That's Life.
Таким образом, Фрэнк дал заблудившейся на дне чартов, мало кого впечатлившей песне вторую, а по сути - первую и главную жизнь.
После Синатры ее стали (конечно же) петь и перепевать все, кому не лень, но здесь-то уж Фрэнка никто переплюнуть не смог, ибо это абсолютно и безупречно "синатра-стайл" - бравурный, духоподъемный и шикарный. Даже финальная строчка: "покручусь на этом большом шарике да и помру" звучит, странным образом, оптимистично. Слышно и понятно, что этот парень умеет и любит жить, а значит поживет еще на славу. Чего и нам всем желает.
5. Fly Me To The Moon
Про "Забери меня на Луну" я уже писал здесь.
Однако, пару слов по поводу исполнения знаменитого шлягера Фрэнком добавить, пожалуй, следует.
Сразу скажу, что версию Синатры я не считаю лучшим исполнением этой песни. Лично я предпочитаю "жено-голосые" варианты, в первую очередь - Пегги Ли (она записала свою версию на 4 года раньше Фрэнка) и, пожалуй, Дайана Кролл.
Но, справедливости ради, подлинно всемирным шлягером песню сделал, конечно, Фрэнк, записывавший и раскрутивший свою версию в рамках сотрудничества с НАСА относительно программы "Аполлон" по высадке на Луну. Кассета с этой записью была на борту Аполлона 10 и Аполлона 11 (первый из них облетел Луну, а второй "забрал на Луну" Нила Армстронга). Факт исторического значения, как ни крути.
Что же касается музыкальной стороны дела, то здесь в первую очередь надо отметить даже не пение Фрэнка (вполне традиционное для него), а участие в записи великого Каунта Бейси, в качестве аккомпаниатора и Квинси Джонса, как аранжировщика. Квинси изменил темп и метрическую основу песни, грубо говоря "от вальса к маршу" (с трех четвертей на квадрат), чтобы удобней было свинговать и синкопировать, замешивая торжественность с развязностью.
Ах, да - записана версия Синатры была в 1964 году.
4. Somethin' Stupid
(дуэт с дочерью - Нэнси)
Оригинальная версия этой песни была написана и записана семейным фолк-дуэтом Карсон и Гейл в 1966 году. Особого резонанса песня в авторском исполнении не получила, но неожиданным образом незамысловатая малагенья очаровала своей мелодичностью великого Фрэнка, который дал ее послушать упомянутому уже Ли Хэзлвуду (продюсеру Нэнси Синатра). На вопрос Фрэнка нравится ли ему песня, Хэзлвуд немедленно и пылко ответил, что если Фрэнк не споет ее с Нэнси, то это сделает он сам.
"Это сделаю я. Бронируй студию" - сказал Синатра. А если Синатра что-то решил ... дальше вы знаете.
Дуэт папы и дочки имел ошеломляющий успех, возглавив чарты по обе стороны Атлантики.
Ну, и в самом деле, разве она не прелестна, эта "Какая-то глупость"?
3. Change Partners
Вот и добрались мы до великого дуэта Синатра / Жобим.
Только песню эту написал не Жобим, а не менее знаменитый Ирвинг Берлин. В 1938 году она прозвучала в фильме "Беззаботная", в исполнении Фреда Астера.
Версия Синатры и Жобима (1967) далеко не самая известная, но на мой вкус, она лучшая.
Фрэнк и Том (в Америке именно так принято называть Жобима, видимо, Антониу Карлуш для американцев слишком чопорно и длинно) сделали из "Смены партнеров" чарующую босанову и только в этом ритмическом рисунке я ее готов принимать и любить. И никаких больше "смен партнеров", только Синатра, и только Жобим!
2. Strangers in the Night
Одна из величайших песен века имеет мутное происхождение (с ним мы разбираться сейчас не станем) и странную судьбу - инструментальная мелодия прозвучала в комедийном фильме, но с самого начала было ясно, что она должна стать песней. Изначально ее предложили исполнительнице главной роли в той самой комедии ("Человек, которого могли убить", 1966) - легендарной гречанке Мелине Меркури. Но она отказалась, понимая, что песня больше подходит мужскому голосу, тогда ее предложили Фрэнку.
Синатра записывал ее, не веря в успех и считая, что "хуже песни не слышал" (the worst fucking song that I have ever heard). Однако, великий Фрэнк ошибся, что случалось с ним крайне редко.
"Незнакомцы в ночи" стала локомотивом его камбэка на самые вершины чартов, откуда его давно вытеснили и никак не пропускали назад лихие рокенрольщики и томноголосые чернокожие, поющие чувственный соул. И песня, и одноименный альбом стали самыми успешными в карьере Фрэнка. Деньги, Грэмми, эфиры и концерты посыпались на него с новой и даже удвоенной интенсивностью.
Но петь он ее так никогда и не полюбил. Это не совсем его тесситура, ему трудно было попадать в такое сиропное настроение - отсюда, кстати, появился восхитительный скат doo-be-doo-be-doo в "удаляющейся" коде на записи, который и вознес, собственно, эту песню на такое высокое место в моем списке :)
Кстати, пробитым рок-фанатам на заметку: послушайте и сравните со знаменитейшей Sunshine of Your Love, в исполнении рок-классиков из Cream, которую они записали всего через год после выхода альбома Синатры. Послушали? Сравнили? Отож, дорогие мои )
1. How insensitive
(дуэт с Антонио Карлосом Жобимом)
Вот и добрались мы до самой вершины списка. И что мне здесь писать? Это одна из любимейших песен моей жизни, в самом любимом исполнении. Наверное, достаточно.
Разве что добавлю, что в основе лежит мелодия Шопена (Prelude in E-Minor, op.28 no.4), которую сам великий поляк просил исполнить на его похоронах.
Просто покачайтесь на волнах этой босановы. Для меня это похоже на какой-то гипноз.
и, в качестве бонуса:
видео Синатры и Жобима
Sunshine of Your Love (послушайте начало первого соло Эрика)
Prelude in E-Minor, op.28 no.4
Спасибо за внимание всем, кто дочитал.
Если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:
Tom Waits. 10 любимых песен.