Выдающееся джазовое трио. Из всего, чтобы было в советской музыке (если не считать академической классики), это трио - наверное самое качественное и интересное.
Мировой уровень.
Мировой уровень исполнительского мастерства, композиционного, инновационного и импровизационного мышления. Мировой уровень качества записи, наконец.
Как жаль, что это музыкальное чудо пало жертвой странных (на посторонний взгляд, во всяком случае) и мелочных разборок участников. Разборок недостойных того художественного уровня, которого они сами достигли, играя свою (уникальную даже для мирового джаза) музыку.
Но о разборках я рассказывать не стану. Кому все-таки интересно, те могут прочитать здесь точку зрения самого Вячеслава Ганелина.
Я же лучше сделаю некоторый исторический экскурс.
Молодой пианист Вячеслав Ганелин познакомился в 1967 со своим одногодкой - барабанщиком/перкуссионистом Владимиром Тарасовым в Вильнюсе.
Ганелин перебрался из Москвы в столицу Литвы еще в раннем детстве. Правильнее будет сказать - перебрались в Литву его родители.
Тарасов приехал в Вильнюс из Архангельска именно в 1967.
Вместе они начали играть в кафе "Неринга". Параллельно стали выступать джазовым дуэтом, ездить по фестивалям. На одном из таких фестивалей, в Свердловске, они познакомились с еще одним своим ровесником - местным виртуозом-саксофонистом Владимиром Чекасиным.
Чекасин (как и Ганелин) обладал консерваторским образованием и даже некоторой международной известностью.
Ганелин и Тарасов уговаривают Чекасина переехать в Вильнюс и начать совместную работу в формате трио.
С приезда Чекасина в 1971 году и принято начинать отсчет существованию ГТЧ.
Кстати, именно эта аббревиатура стала формальным поводом для разборок, поэтому старайтесь ее не употреблять в присутствии Вячеслава Ганелина, если что )
Дальше пунктиром: трио принимает под свое крыло республиканская филармония, ГТЧ выступает на многочисленных джазовых фестивалях в СССР, гастролирует по всему Союзу.
Музыканты довольно быстро получают признание в профессиональной среде и у искушенной публики.
Они смело сочетают в своей работе джаз, фолк, авангард и академические традиции в духе "новых венцев", Стравинского и раннего Шостаковича. ГТЧ микшируют электрический звук и акустику, синтезатор и шумовые эффекты, гармонию с додекафонией.
Они изобретают свой собственный музыкальный язык и отвоевывают собственное музыкальное пространство, обустраивая его на свой вкус и по собственному разумению.
Ганелинский пианизм вносит мелодичную чувственность и глубину, Чекасин - буйство непредсказуемой экспрессии и парадоксальность, Тарасов - изощренность ритмического конструктивизма и орнаменталистики.
Все вместе - алхимический сплав, которому до сих пор не придумано название, настолько это было необычно и смело.
"Каждый из нас - часть общего звука. Все, что мы делаем, зависит от умения слышать друга, взаимодействовать друг с другом, не прибегая к привычному аккомпанементу ... "
(Владимир Тарасов)
Эксперимент, импровизация, а со временем и театрализация сочетаются с выверенной точностью и качеством исполнения.
«…Хотя многие считали, что мы играем фри-джаз, все наши программы были организованы по форме и мы всегда знали, где мы находимся внутри композиции и что будем играть дальше»
(Владимир Тарасов, из книги "Трио" 1998).
К концу 70-х трио становится чем-то вроде "экспортного варианта советского музыкального авангарда".
На этой волне они выезжает в Европу и колесят по всем странам континента, вызывая восторг и недоумение - как? откуда? неужели такое возможно в СССР?
На закате существования (1986) ГТЧ дает концерты в крупнейших городах США. В том же году они распадаются.
Записей от них осталось не так много. По большей части это записи концертных выступлений.
Наибольшую известность им принес дебютный альбом Con Anima (1976) - концептуальное произведение, состоящее из двух 20-минутных частей.
Этот диск стал выдающимся событием. Такого в СССР до них не издавали и после тоже особо баловать нашего слушателя не будут.
Именно этот альбом я и рекомендовал бы для начала знакомства с ГТЧ.
Апокрифом стала история о том, как кто-то из советских чиновников от искусства раздраженно заявил, отказывая второму альбому трио (Concerto Grosso) в праве на тираж:
"Не хватало нам еще и по авангарду быть впереди Запада!"
В 1987 году Ганелин эмигрирует в Израиль.
После распада трио каждый из музыкантов пошел своей дорогой, но в чем-то и эти дороги оказались похожими - сольные проекты и коллаборации с другими музыкантами, записи дисков, преподавательская деятельность.
Особняком стоит работа в кино и на театре. В этом плане я бы выделил у Вячеслава Ганелина музыку к фильмам:
"Чертова невеста" (1974, на основе мюзикла, написанного Ганелиным),
"Комедия ошибок" (1978)
"Парад планет" (1984)
и (особенно) "Успех" (1984).
У Владимира Чекасина, конечно, выделяется музыка к фильму "Такси-Блюз" (1990). Считается, что главный герой этого фильма во-многом похож на самого Чекасина.
Вячеслав Тарасов в течение 4 лет (1999-2003) был художественным руководителем Русского Драматического Театра Литвы. Сов ременем он увлекся музыкальными перформансами и инсталляциями, сблизился с художниками-нонконформистами.
Каждый из них достоин отдельного и подробного разговора. Рассказать есть о чем.
Лично мне, например, достаточно вспомнить живые выступления Чекасина с Аквариумом и Поп-Механикой, восторженным свидетелем которых я был в 80-х.
Влияние Чекасина на Сергея Курехина - это вообще особая тема для разговора.
Но ... но ... но.
Все, кто слышал и видел выступления трио, по-прежнему живут с открытой раной, оставшейся после их распада и с надеждой на грядущее примирение и воссоединение.
Вот и я не теряю надежды. Ведь трижды за 30 лет они все-таки смогли найти в себе силы и желание для того, чтобы дать совместный концерт. Так почему бы и не реанимировать свое трио для чего-то более масштабного и долговременного?
Мечты, мечты ...
Я также, как и остальные, убежден, что несмотря на почтенные биографии, несомненные личные и сольные успехи каждого из них, творчество трио ГТЧ - высшая точка их музыкальной истории, а само трио - уникальное явление мировой музыки XX века. Да-да, именно так.
Сложная музыка, необычная и не всем будет понятна. Она требует определенной подготовленности, впрочем, как любое серьезное дело или явление.
Но эта музыка XX века. В этой музыке век получил одно из своих адекватных воплощений.
Я услышал это будучи очень молодым человеком. Я далеко не все понял тогда в их музыке (мягко говоря)), но созвучность времени почувствовал и узнал сразу.
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Инструменты Бога
Интродукция и Рондо каприччиозо ... о том, что было и чему никогда уже не бывать.
На память об Андалузии
Коммерческий успех, художественная ценность и хороший вкус.
Обменный пункт
Магический Резонанс
Музыка сама нас выбирает
Пара слов про "устаревший саунд"
Инопланетный Джаз
Он был одинок в своём призрачном мире и ему незачем было врать в нём. Там просто некому было врать.
Об элитарности Сергея Курехина
АВИА. Такое забыть невозможно!