На сегодняшний день Густав Малер входит в число моих любимейших симфонистов, наряду с Шостаковичем и Чайковским.
Первое знакомство с его музыкой произошло благодаря кинематографу - в молодости меня буквально околдовало Адажиетто из Пятой Симфонии Малера, звучавшее в фильме Висконти - "Смерть в Венеции".
Впрочем, тогда я и слов таких не знал, и имя композитора мне ни о чём не говорило.
Настоящее знакомство и последующая любовь к симфониям Малера пришли ко мне гораздо позже, когда мне было далеко за 40. Любовь, как и положено большой любви, нарастала постепенно. Лет 10 назад она вышла на свой пик. Именно тогда я начал постоянно слушать и переслушивать одну малеровскую симфонию за другой. Маятник моего пристрастия качался от Четвёртой к Пятой, от Пятой к Восьмой ... и назад, к самой Первой.
И только совсем недавно я остановился на Девятой. Похоже, что окончательно. Хотя ... Может быть всё-таки Пятая? Там же Адажиетто!
Всё, остановлюсь. Вернусь к заголовку. На повестке дня - финальное Адажио Симфонии №9 - моё любимейшее место в малеровском симфоническом каталоге.
Прозрачная красота медленного упокоения. Принятие смерти как избавления от земных страстей. Смиренное и благородное прощание.
От величественного хорала в начале к полному увяданию в конце. Через пульсирующие попытки сопротивления к смирению, умиротворению и принятию.
Авторская ремарка в отношении финальной коды так прямо и указывает "ersterbend" - умирание.
Музыка истончается. Иссякает и утекает. Растворяется в тишине и переходит в иное качество. Но она остаётся здесь - в окружающем воздухе, мы продолжим ей дышать, когда её уже не будет слышно...
Малер писал Девятую будучи смертельно больным. Знал - ему остались считанные месяцы.
До премьеры композитор не дожил.
***
Конечно, говорить о финальной части в отрыве от остального симфонического тела не совсем корректно. Но малеровская Девятая - это такая глыба ... не готов я сейчас ворочать её всерьёз. Рискнул только поскрести ногтем с краешку. На свою голову.
P/S/ Говорят, что великий Леонард Бернстайн сделал аж девять разных записей Девятой симфонии! Возвращался к ней на протяжении всей своей жизни. Т.ч. - ему и палка в руки.
А вам - Малер в ухи.