Французская Новая Волна (+30 любимых фильмов)

А всё началось с журнала.
В 1951 году молодой (33 года) теоретик и историк кино Андре Базен основал журнал "Кайе дю Синема" (Les Cahiers du cinéma, «Кинематографические тетради»).

К сотрудничеству в журнале он привлёк некоторых своих друзей-единомышленников из числа знаменитых арт-фрондёров (Кокто, Брессон, Астрюк) и целый корпус молодых и зубастых кинокритиков.
К пятидесятым годам мировой кинематограф пришёл к тому моменту, когда фаза первоначального накопления уже закончилась. Капитал имелся. Проценты капали.
Но капитал, как известно, должен работать. Так думали и молодые львы из "Кайе дю Синема".
Водрузив на свои хоругви лики Чаплина и Орсона Уэллса, Хичкока и Жана Виго, Эйзенштейна и Джона Форда, парни собрались в крестовый поход за кино-правдой.
Правда жизни, правда характеров - это главное. Так считали они.
Основной своей задачей эти смутьяны полагали создание теоретической базы, подготовку предпосылок и методов создания нового кинематографа в противовес тому, что они называли "папино кино".
Да-да, этот термин (папино кино) не Витя Цой придумал. Он родился на страницах "Кайе дю синема".
"Папино кино" - это предсказуемые и заштампованные фильмы, коими был переполнен прокат. Детективы, в которых опытный зритель уже на 15 минуте понимал "кто на ком стоит". Снотворные экранизации литературной классики. Аляповатые комедии. И прочая вампука пополам с канканом.
Всему этому добру молодые львы готовы были противопоставить коктейль из авангардистских кино-новаций, масскультовой харизмы и ключевых элементов молодёжной субкультуры.
Ну вот как-то так, если не углубляться.


Здесь уместна будет поясняющая (или окончательно запутывающая всё на свете) цитата от одного из столпов La Nouvelle Vague - Жана -Люка Годара по поводу своего дебютного (и лучшего н.м.в.) фильма "На последнем дыхании":

«Я думал, что снимаю что-то вроде продолжения “Лица со шрамом”, а потом посмотрел и увидел, что это больше похоже на “Алису в Стране чудес”»

Молодые зубастики из "Кайе" разработали теоретическую базу и, в конце 50-х, ринулись осуществлять её на практике. Они занялись режиссурой. Считалось, что в шутку, ребята сняли свои первые картины.
Теперь я назову имена этих шутников: Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт. Сегодня каждое из этих имён - легенда кинематографа.
Также как стал легендой и Андре Базен. Отец - основатель волны.
Базен не дожил до триумфа "Новой волны". Он умер от лейкемии за год до того как дебютный фильм Франсуа Трюффо "Четыреста ударов" получил Главный приз в Каннах. Именно с этого момента началось триумфальное шествие "Нувель Вог" по всему миру, собиравшее урожай из фестивальных призов и национальных премий.

Заканчиваюя свой панегирик, как положено, выводами и итогами. Влияние французской новой волны переоценить невозможно. Волна перезагрузила мировое кино и создала новый, до сих пор актуальный, киноязык. Она стала пиковой точкой в истории французского кинематографа, а может и кинематографа, как такового. Кино как вида искусства.
Новая волна явилась триггером, который запустил эпидемию аналогичных "волн" по всему миру. Каждый уважающий себя национальный кинематограф отреагировал конгруэнтно. Об остальных волнах я попытаюсь рассказать позже.

Ах да. Ещё один момент обычно забывают отметить, вот и я чуть не забыл. Французская Новая Волна выдвинула на авансцену новую формацию режиссёров. Режиссёры - синефилы. Молодые люди, которые насмотрены фильмами под завязку, цитирующие большими кусками, фонтанирующие аллюзиями и реминисценциями.
Такая модель режиссёра лидирует и сегодня. Последний великий режиссёр, по мнению очень многих умнющих и очкастейших экспертов, Квентин Тарантино - типичный пример именно такого типа.
Впрочем, это уже совсем другая история (хоть и Квентина - не без влияния нувель вог случился).
А теперь список главных фильмов "Французской новой волны", который я расставил в соответствии со своим личным рейтингом.
Умники могут поспорить о том имеет ли отношение Луи Маль, или почему нет Мельвиля. На такие вопросы я готов ответить, разумеется... Хотя и не хотелось бы, ибо - казуистика ))
Итак.


Мои 30 любимых фильмов La Nouvelle Vague

1. На последнем дыхании (1960, Жан-Люк Годар)
2. В прошлом году в Мариенбаде (1961, Ален Рене)
3. Блуждающий огонёк (1963, Луи Маль)
4. Презрение (1963, Жан-Люк Годар)
5. Хиросима, моя любовь (1959, Ален Рене)
6. Мужское, Женское (1966, Жан Люк Годар)
7. Клео от 5 до 7 (1962, Аньес Варда)
8. Стреляйте в пианиста (1960, Франсуа Трюффо)
9. Красавчик Серж (1958, Клод Шаброль)
10. Лифт на эшафот (1957, Луи Маль)
11. Уик-энд (1967, Жан-Люк Годар)
12. Безумный Пьеро (1965, Жан-Люк Годар)
13. Альфавиль (1965, Жан-Люк Годар)
14. Любовники (1958, Луи Маль)
15. Война окончена (1966, Ален Рене)
16. Жить своей жизнью (1962, Жан Люк Годар)
17. Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967, Жан Люк Годар)
18. Зази в метро (1960, Луи Маль)
19. Шербурские зонтики (1964, Жак Деми)
20. Пуэнт - Курт (1955, Аньес Варда)
21. Китаянка (1967, Жан-Люк Годар)
22. Кузены (1959, Клод Шаброль)
23. Девушки из Рошфора (1967, Жак Деми, Аньес Варда)
24. Монахиня (1966, Жак Риветт)
25. Отдых воина (1962, Роже Вадим)
26. Четыреста ударов (1959, Франсуа Трюффо)
27. Милашки (1960, Клод Шаброль)
28. Жюль и Джим (1960, Франсуа Трюффо)
29. Столь долгое отсутствие (1961, Анри Кольпи)
30. Париж принадлежит нам (1958, Жак Риветт)

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Выбрать любимую песню из сонгбука группы КРУИЗ никакой сложности для меня не составляло Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »