Как только человек осознал своё положение в мироздании, он осознал и весь ужас этого положения. В тот момент он и начал задавать себе метафизические вопросы, поиском ответов на которые занимается до сих пор.
Всё серьёзное искусство - про это. Вся философская и богословская мысль - про это.
Его (метафизического ужаса) наличие можно обнаружить в самых древних рукописях, в любом национальном эпосе, он - основа любого религиозного культа.
Природа подлинного ужаса всегда иррациональная и метафизическая. Это состояние всякий раз возникает там, где разум сталкивается с чем-то неподвластным рациональному объяснению. Для всех остальных ситуаций и состояний больше подходят такие понятия, как опасение (при столкновении с рационально объяснимой опасностью) и страх (промежуточная эмоция между опасением и ужасом).
Повторю: ужас существует только внутри человеческого сознания, ибо является проявлением именно человеческой натуры и ничьей больше. Ужас не существует сам по себе. Он - плод нашего осмысления (попытки такового, во всяком случае) и непонимания. Тревожный сигнал рассудка, который пасует.
Метафизический ужас, имеющийся в любом из главных романов Достоевского (а он там присутствует в полной мере), переданный в метаниях персонажей, ищущих ответ на традиционные метафизические вопросы, дал толчок многим серьёзным мыслителям и художникам.
Его "антропоцентричность" и даёт возможность уткнуться мордой в самый подлинный и самый ужасный ужас, в отличии от эфемерных кошмаров Лавкрафта (к примеру), которые трудно рассматривать всерьёз (мне лично).
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Умереть молодым это круто? (о подростковых суицидальных настроениях)
Могут ли совмещаться в одном человеке циник и романтик