Коммерческий успех, художественная ценность, качество продукта и хороший вкус.

 

Количество проданных дисков является объективным показателем только одного - количества людей, которые захотели купить этот продукт. Но никто никогда не измерял и толком не изучал мотивации этих людей.

Любому разумному человеку должно быть понятно, что мотивировать человека на покупку продукта можно самыми разными способами и качество продукта здесь решающей роли не играет. В моей (как и любого другого покупателя) жизни было множество случаев, когда я покупал продукт, исходя не из реального качества этого продукта, которое, не пощупав не изучишь, а из самых эфемерных и вздорных предпосылок.

Говорят, что Ван Гог при жизни продал всего одну картину. И в какой же момент он вдруг стал "качественным художником" - когда писал свои картины или когда уже умер и вдруг, через 100 лет после его смерти, любая закорючка с его подписью (а иногда и без оной) уже стоила десятки миллионов баксов, независимо от реального качества закорючки и даже без абсолютной уверенности в её подлинности?

Фрагмент картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888) 
Именно эта картина считается «единственной проданной при жизни художника»

Сейчас картина находится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Фрагмент картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888) 
Именно эта картина считается «единственной проданной при жизни художника»

Сейчас картина находится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

картинка позаимствована мной отсюда

Подходить к искусству с рыночными критериями - себя не любить и искусство не уважать.
Нельзя поставить знак равенства между успехом и качеством. "Рыночный" подход к оценке произведений не может не коробить (меня, во всяком случае), даже когда речь идет исключительно о массовой культуре. Что уж тогда говорить про подлинно высокое искусство!

 Бизнес (маркетинговые уловки и стратегии) и искусство (его высокое предназначение и качественное воплощение) - это две совершенно разных парадигмы и они не могут быть гармонично соединимы. 
 Сравнивать маркетинговые успехи легко и просто. Для этого есть масса приёмов и механизмов. Вот только к оценке искусства это не имеет никакого отношения.

Для оценки высокого искусства применяются совершенно другие критерии. Они все глубоко и насквозь субъективны, даже на экспертном уровне, но других и быть не может.
В этом суть искусства и его предназначение - взаимодействовать с человеческой душой (душа всегда штучна), а не со стадными инстинктами, к которым всегда и исключительно апеллируют маркетинг. Взаимодействие со "штучной душой" нерентабельно. Такое таргетирование в маркетинге не конкурентноспособно.

Привожу наглядный пример: в результате мощной маркетинговой компании во Франции более 5 миллионов пациентов стали постоянными покупателями модного лекарства от похудения "Медиатор". Это был огромный успех фармацевтической корпорации.

От последствий применения "Медиатора" умерли, по разным данным, от 500 до неск. тысяч человек.

  Нынче этот препарат запрещён, заведены уголовные дела, отозваны лицензии. Но кол-во продаж-то никто не отменил. Маркетинговый успех налицо. А как дела с качеством и научной ценностью?

Этот пример убедительно доказывает, что никакой прямой связи между рыночным успехом и качеством продукта нет. И никогда не было.

Я могу приводить подобные примеры десятками, из самых разных областей человеческой деятельности, связанных с маркетингом.

  Подлинное высокое качество - это всегда штучный товар, эксклюзив (в любой области, опять же). Такой товар всегда стоит очень и очень дорого. Чаще всего такое качество и вовсе доступно только избранным, а значит оно никогда не станет объектом массовой рыночной вакханалии. Касается ли это автомобилей или виски, одежды или домашних животных, бытовой техники или музыкальных инструментов. Чего угодно. Всё остальное - или надувательство, или ширпотреб.
 Даже там, где речь идёт о менее тонких и специфических вещах, чем искусство, качество и рыночный успех не являются синонимами. Настоящие ценители всегда это знают. В этом и заключается разница между ценителем и потребителем.

Искусство это не бизнес, хотя многие нынче и утверждают обратное. Искусство - это искусство. На искусстве можно строить и делать бизнес, но когда сам творец начинает творить своё искусство ради бизнеса, он перестаёт быть творцом очень быстро. И далеко не всегда, при этом, становится успешным бизнесменом.

 Что тогда доказывает такой критерий как продажи, кроме кол-ва проданных экземпляров? Как продажи могут доказать качество чего-либо?

Вспомните свои покупки за последний год, оцените их качество и убедитесь, что они (продажи) ничего не доказывают, кроме факта самой покупки. 
 Любой взрослый и не слишком тупой человек знает, что покупки он делает отнюдь не всегда из соображений качества продукта и даже не всегда руководствуясь необходимостью в нём.
 Особенно верно это утверждение, как раз по отношению к типичным представителям "масс", ибо они, как правило, несамостоятельны в своих решениях и очень внушаемы в том, что касается оценок и критериев. На этом весь рынок массового потребления и держится, собственно.

Если кто-то измеряет "художественную ценность" количеством продаж "продукта", то он вряд ли найдет общий язык с теми, кто оценивает ее иначе, ориентируясь на эстетический уровень, идейную глубину и эмоциональное воздействие, не принимая во внимание то, что другие (пусть даже таких очень много) накупили целые охапки этих "продуктов".

"
Нравится" у каждого своё. Любое личное "нравится" для его носителя самоценно и плевать ему (носителю) на чужое "нравится", и имеет он на такой плевок свое полное римское право.

Поддерживать свои вкусовые пристрастия аргументом типа "нас больше" - это значит расписаться в собственной беспомощности. Личный вкус - уникальная и эксклюзивная субстанция, он формируется сугубо индивидуальным образом и если личный вкус реально сформирован, то для его обоснования должны находиться более интересные и убедительные аргументы, нежели коммерческий успех, который всегда является лишь показателем эффективности маркетинг-менеджмента и ничего более. 
 Если же других внятных полемических аргументов, кроме маркетингового успеха, для подтверждения своих вкусовых пристрастий не имеется в наличии, то и индивидуального вкуса, скорее всего нет, а есть лишь элементарный эффект стадного инстинкта, который является свойством прямо противоположным тому, что обычно подразумевает понятие "
художественный вкус".

  Миллионы людей едят лапшу роллтон, но это, само по себе, никак не означает, что она вкуснее, чем вручную приготовленная итальянская паста. Это всего лишь показатель того, что такая лапша легко доступна, хорошо раскручена и её может быстро приготовить любой, не самый отягощённый вкусом, человек.

 Тоже самое и с музыкой, и с любым другим видом искусства - массовое не бывает носителем самого высокого вкуса. Наличие художественного вкуса у человека - результат внутреннего роста и приложенных усилий, при непременном наличии определённых способностей и задатков, которые требуют развития и тренировки, как и в любом серьёзном виде человеческой деятельности.

Я не верю в "массовый высокий вкус". Я слишком хорошо знаю как и из чего формируется маркетинговый успех, чтобы верить в подобную чушь. 
  Но мне известно великое множество замечательных исполнителей, альбомов, фильмов, картин, книг и т.п., которые никогда не пользовались успехом у "масс", но всегда высоко котировались у профессионалов, ценителей, экспертов. Такие исполнители и произведения пользуются влиянием, являются объектом изучения и подражания, но рыночного успеха и массовой известности не имеют очень часто.

Причиной неуспеха часто является и отсутствия эффективного менеджмента или принципиального "авторского" отказа от него.
 Я лично знаю прекрасных музыкантов, поэтов, художников, которые массовому потребителю неведомы. Это - обычная история творцов, которые творят не на потребу массовой аудитории, а повинуясь своей личной душевной потребности и метафизическому чувству долга перед собственным даром. Такие художник обычно без истерии относятся к рыночному успеху, хотя от него и мало кто отказался бы, но вопрос цены, которую придется платить за успех, для них принципиально важен и они не готовы продавать свою душу в обмен на высокие гонорары.
 Но именно такие творцы являются солью всякого искусства и залогом его существования.

 

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Здесь всё тонко, но нигде не рвётся Читать...
  • Альбомы
    В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
  • Фильмы
  • Книги
  • Песни
    Идеальная роудсонг, заполненная светом и надеждой, духом свободы и жаждой приключений Читать...

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »