Именно ДДШ стал катализатором моего интереса к музыкальной классике.
Его музыка явилась ко мне неким предчувствием, стала интуитивно найденной опорой.
Механизм катализа был запущен в самом раннем детстве. В школу я ещё не ходил, это уж точно. Просмотренный мной фильм "Гамлет" Григория Козинцева произвёл какое-то гипнотическое, впечатление на мою трепетную детскую душу. Решающую роль в этом гипнозе сыграла именно музыка Шостаковича. Музыка "Гамлета" завораживала. Она пугала и затягивала. Эта музыка прошивала насквозь. Она, как я теперь понимаю, перевела эстетическую стрелку в моей голове.
Помню ошеломление моего отца, когда в транслируемой по радио музыкальной композиции его малолетний сын - дошколёнок Петя - моментально опознал именно музыку из фильма "Гамлет".
Потом, разумеется, была "Ленинградская симфония" . Её я также запомнил и оставил в копилке своего эстетического багажа сразу и навсегда. Скорее всего, это было тоже ещё в дошкольном возрасте, ибо когда я пришёл в школу и услышал эту симфонию на одном из уроков пения в самых начальных классах, то сразу узнал её. Конечно, речь идёт не о полноценной симфонии, а о её, так называемой, "тёмной" теме.
Но психологическая природа этой привязки хотя бы более-менее понятна. В Ленинграде, да и вообще в СССР, Седьмая Симфония была одним из самых исполняемых музыкальных произведений (если не самым). А мои родители пережили Блокаду.
Чуть позже, уже подростком, я посмотрел фильм, который так и назывался "Ленинградская Симфония". В нём рассказывалась история блокадного исполнения знаменитого произведения. В том, забытом ныне, фильме дебютировали великие русские артисты Алла Демидова и Станислав Любшин, а одну из важных ролей сыграла Жанна Сухопольская.
Судьба распорядилась таким образом, что сын Жанны - Алексей Дедович - станет одним из моих самых близких друзей. Впрочем, это - к слову. Накатили воспоминания. Ни Лёхи, ни Жанны уже нет на этом свете. Хотя ... даже это воспоминание навеял Шостакович. Такова метафизика искусства. В таких воспоминаниях и угадывается главный смысл существования Искусства (именно с большой буквы) как явления.
***
Казалось бы, такой сложный, даже авангардный, композитор, как Шостакович и такой эффект притяжения, такая, западающая в душу малолетнего слушателя, тревожная загадка, намекающая на грядущие музыкальные открытия. Гравитационный эффект, формировавший предпочтения и указавший направление. Как это могло случиться? В чём фокус? Почему именно Шостакович, а не кто-то ещё?
С высоты своего возраста (сиречь - опыта) я понимаю, что все дело, скорее всего, в фантастической мелодичности, которая свойственна музыке ДДШ. Я считаю Шостаковича одним из лучших мелодистов в истории отечественной музыки. Он не рассыпал мелодические драгоценности пригоршнями по своим произведениям, как к примеру (горячо любимые мной) Чайковский или Рахманинов .
Пожалуй, как никто другой, Шостакович виртуозно умел пользоваться хуковыми мелодиями для изысканного оформления самых сложных композиционных конструкций.
Шостакович, для меня, гений именно в этом - соблюдение идеального баланса между сложностью и доступностью. Мелодия - надёжный балансир в этом хождении по музыкальном канату. Мелодия не даёт сваливаться в заумное формотворчество. Но всегда надо помнить, что балансир канатоходца - не жонглёрская булава. Злоупотребление хуками грозит впадением в иную крайность, имя которой - пошлость ("попса" на современном слэнге). Дм.Дм. - величайший из музыкальных канатоходцев.
***
Шостакович идеально аккумулировал музыкальные традиции, которые с блеском использовал, сочетая в самых рискованных пропорциях и неожиданных конструкциях. Но он всегда оставался музыкально логичен и никогда не пускался в эксперимент ради эксперимента. А по эмоциональному воздействию и экспрессии выше него я никого не могу поставить. Рядом с ним только гении. Выше - только небо. Судя по всему, именно это меня и пригвоздило к музыке ДДШ в столь нежном возрасте - неожиданность запоминания. Неожиданность, обеспеченная мелодичностью. Мне остаётся только благодарить Бога за существование таких "гвоздей".
В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...