Русрок больше от Высоцкого, чем от Чака Берри. Это влияние касалось не непосредственно музыкальной формы (хотя и такое случалось), но было на духовном / ментальном уровне и значило не так уж мало.
Высоцкий дышал свободой и протестом, орал об этом, даже когда пел совсем о другом и это не услышать было трудно. А русрок весь соткан из поиска свободы и проявления протеста.
Высоцкий у русрока в генах. Они поют с его интонациями, через одного, согласные тянут и раскатывают под него, хрипотцы выдают, глотку дерут, его образная система в текстах занозой сидит, его ритмика прорывается через ритм-н-блюз к блатняку.
Он не мог не повлиять на первые два поколения русрокеров, ибо они на нём росли, они его слушали больше, чем Битлз и Стоунз, Зепп и Саббат, они его понимали нутром и откликались душами на его рык, как волчата на вой вожака.
К питерским и московским рокерам это относится в меньшей степени, чем к остальной России, но и у них навалом этого влияния. Спросите у них самих.
Только не надо всё сводить к абсурду. Речь о влиянии, а не о том, что весь русрок вышел исключительно из Высоцкого.
В русском роке протеста больше, чем в любом другом, пожалуй. Русрок, сам по себе, одним фактом своего существования, уже был протест. С ним боролись без всяких шуток и сантиментов. По-взрослому. Время было уже не сталинское, поэтому не расстреливали, канеш. Но судьбы ломали, и большинство рокеров ходило под вечным домокловым мечом - статья за тунеядство или за левые концерты, многих сажали за травку или спекуляцию (элементарная перепродажа аппарата уже могла стать преступлением). Повод всегда находился, если было нужно.
===============================================
Высоцкий рок-н-роллен и в музыкальном плане, зачастую. Он груб, резок до жестокости, бескомпромиссен, не терпит никакого галантерейства в музыкальной и поэтической ткани. У него всё на разрыв. Он кровью харкает.
Это всё не бардовское совершенно. Это не слышать = не иметь слуха, как такового. "Охота на волков", "Кони", "Як", "Парус", "Это - наши горы" - рокешники готовые.
В моём окружении всегда были люди, которые любили Высоцкого, коллекционировали его записи и т.д. Таких людей было не мало повсюду. Почти все они, правда, были немного старше меня. Я вообще впервые услышал песни Высоцкого в исполнении пацанов во дворе и своих старших сестёр, которые его пели постоянно.
Что до "антисоветчины", то ей Богу глупо говорить о какой -то серьёзной критике режима. Это смешно. Но и рокеры этим редко, очень редко, занимались напрямую и в лоб да и отнюдь не были они, чаще всего, диссидентами и "анти-советчиками".
Но протест и политика - это совсем не одно и тоже. Протест был всегда, есть и сейчас. НО форма протеста, его направленность и наполнение совершенно не обязательно должны быть политическими, в самом вульгарном понимании этого слова.
Феномен популярности Высоцкого оспаривать по-моему глупо. Такой популярности, на моей памяти, не знал ни один исполнитель в России. Близко - может быть - Пугачёва. Да и то сомневаюсь.
Его тексты давно разошлись на цитаты, как тексты Жванецкого и это не вчера произошло. Он стал частью фольклора, мифологемой, культовой фигурой ещё при жизни. Залы на концертах и спектаклях ломились, одного его присутствия в титрах картины было достаточно, чтобы сорвать кассу.
Я не знаю ни единого человека из своего поколения и из предыдущего моему, кто бы не знал множество песен Высоцкого если не наизусть, то близко к этому. Причём, его слушали все слои - от маргиналов и блатных до академиков и партийных бонз.
P.S. Я не являюсь таким уж ярым поклонником его творчества. Весьма критически отношусь ко многим вещам, но отрицать его выдающийся талант, феноменальную популярность и влияние на великое множество исполнителей никогда не стану.
Другое дело (говоря о влиянии), что копировать его - занятие гиблое, он слишком ярок, глубок и своеобразен. Но не о копировании же речь, я надеюсь? Это было бы уж слишком примитивно :)
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »