Всё королевское Манго или Драйв под Парусом (Mungo Jerry - Mighty Man)
И было мне, беззаботному советскому огольцу, 10 лет от роду, когда я посмотрел замечательную советскую экранизацию "Вся королевская рать", где и услышал эту самую песню про "крутого чувака".
С того самого дня песня сия стала для меня второй, символизирующей загадочное и манящее понятие "рок-музыка". Первой была, разумеется, битловская Can't Buy Me Love, которая звучала в заставке телепередачи "В объективе Америка" с Валентином Зориным. Знаю точно, что я был далеко не единственным советским мальчишкой, который старался не пропускать начало этой передачи, чтобы услышать битласов. Дальше заставки я обычно не смотрел, меня мало интересовал тогда "звериный оскал капитализма". С оскалом этим было всё ясно и без подробностей. Пущай скалятся в своей бессильной злобе. Надо будет - зубы-то живо им пересчитаем, - был уверен железной уверенностью советский пионер относительно недружелюбного оскала.
Точно также я не пропускал потом ни одного показа "Королевской рати". Но там я уже всё кино смотрел от первого до последнего кадра. Отличный был фильм. Я и сейчас его с удовольствием пересматриваю. Не теряет актуальности, как оказалось. А какой актёрский состав!
Однако, эпизод, где звучит Mighty Man я всегда ожидал с особым чувством. Там рок звучит! Битлами пахнет!
То, что это не были Битлз я узнал довольно скоро. Хотя и очень мне казались тогда похожими эти две песни (что не так уж и удивительно).
Настоящее название группы (и песни) я узнал намного позже, где-то в начале 80-х, наткнувшись на балкантоновскую пластинку, с которой, судя по всему, песня и угодила в экранизацию "западной жизни".
Однако пора заканчивать с мемуаристикой и просто зафиксировать факт: в течении двух-трёх лет Майти Мэн, наряду с битловской "Кинь бабе лом", символизировала для меня весь рок, как таковой. То есть - жёсткая ритмическая основа, утрированный вокал и бесшабашная удаль (слово "драйв" нам тогда было неведомо). Этот самый драйв - звериный, отвязный и почти непристойный в своей исполнительской дерзости - главное достоинство как этой чудесной песни, так и самого ансамбля Манго Джерри. В этом деле с ними мало кто мог сравниться. Разве что всенародно-любимый Слэйд, наверное. Есть в их драйве что-то от наганджубасившихся ямайских растаманов. У Кита Ричардса в его восхитительной автобиографии этот феномен растаманского музицирования описан отменно и убедительно, кстати.
Манги словно родились внутри этой песни, они дышат ей, они как-будто вылупились из её таинственного яйца. Какая-то загадочная химическая реакция в заключена балдёжном музицировании. Древняя как джунгли и весёлая как бандерлоги, укравшие Маугли у волков. Легендарный Диск-Жокей Майкл (он же - Михаил Кордюков) называл это "беспредельное гулялово", а его корефан - Коля Васин в такие моменты призывал "рухнуть в клёвость". Пусть земля им обоим будет пухом.
И ещё одна, сугубо местечковая (питерская) ассоциация, мимо которой не могу сейчас пройти. Кажется, на канале у Графа Хортицы я вычитал сравнение Манго Джерри с Аркадием Северным и порадовался неожиданному совпадению, ибо сам я не раз ловил себя на мысли, что есть в этих "Мангах" какая-то странная перекличка с Братьями Жемчужными (а где эти братки - там же и Аркаша, разумеется). И даже шире, наверное, - какая-то кабацкая цыганщина. Всё как я люблю, короче, когда мне хочется веселья нетрезвого. Может вы и поймёте меня, если сравните песни Рэя Дорсета с "Поспели вишни", "На Дерибасовской", "Школа Соломона Пляра", "Шарабаном-Американкой" и проч. Это сравнение родное и понятное. Ведь Жемчужные и Северный лабали в знаменитом ресторане "Парус". А это совсем не чужое для меня место. Даже наоборот - до боли в лице и костяшках пальцев знакомое).
И снова мемуары получаются))) Заканчиваю. Напоследок всё-таки отмечу: весь этот цыганско-растаманский драйв - дело ох какое непростое. Мало кому дано. Можно научить искусству композиции и сюитной форме, можно "поверить алгеброй гармонию", можно в совершенстве овладеть инструментом или искусством вокала, если есть некоторые способности, но драйв и особая исполнительская лёгкость - этому не научишь. С этим надо родиться. Шансов на порядок больше, если угораздило родиться в таборе.
Профукать это дело или пропить - можно. Научить - нет. Драйв = Манго Джерри. Как минимум, в этой песне, которая только кажется простой.
-------------------—
ПыСы: кстати, "история Манго Джерри в советском кино" не ограничивается "Королевской ратью". Лет через пять на экраны советских телевизоров выйдет ещё один прелестный фильм - "Невеста с Севера". Там прозвучит другая песня Манго Джерри You Better Leave That Whisky Alone, очень похожая на Майти Мэна, поэтому я тогда сразу понял, что исполнитель тот же самый. Только название всё ещё было мне неведомо . В советских фильмах такие вещи в титрах не упоминались.
В итоге мы имеем: Дэвид Боуи приобретает статус суперзвезды и становится один из самых значимых исполнителей в рок-музыке. Образ Зигги Стардаста - один из главных Читать...
... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...