"Весна" Стравинского - уникальное явление. В моём списке это единственный такой феномен - музыка, написанная для балета, но уже более ста лет исполняется как вполне самоценная музыкальная сюита.
На постановку самого балета хореографы, кстати, решаются не так часто (это - очень мягко говоря).
Безусловно, несмотря на всю специфичность и функциональность балетной музыки, в ней легко можно обнаружить целые россыпи музыкальных самоцветов - вспомните балеты Чайковского, Хачатуряна, Прокофьева.
Но все эти самоцветы будут представлять собой отдельные танцевальные / увертюрные фрагменты. Полноценная сюита не получается даже из "Лебединого Озера" (на мой взгляд, во всяком случае). А вот "Весна Священная" - гениальна от начала до конца.
Впрочем, сам балет я не собираюсь обсуждать. Не рискну. Живую постановку "Весны" я никогда не видел, а разбирать балет, основываясь на видео или кино материале - занятие слегка идиотическое, как минимум.
Да и не сильно я в этом копенгаген, несмотря на всю, проснувшуюся во мне на старости лет, любовь к этому жанру.
Боюсь, что моё суждение о балете было бы сродни суждениям некоторых девушек относительно футбола.
Поэтому вернусь -ка я к музыке. В ней я хоть что-то да копенгаглю. Во всяком случае - имею наглость судить, с точки зрения рядового слушателя. Хотя бы.
Итак.
Весна для меня не просто 10 из 10, а 10 с хорошим таким плюсом.
Я, грешный полагаю, что она является (наряду с рахманиновским Вторым концертом) самым выдающимся музыкальным произведением XX века. И не просто - "выдающимся", а она и есть музыкальное воплощение безумного века, в котором я уродился и прожил без малого 40 лет.
Воплощение? Нет, скорее - гениальное музыкальное пророчество. Предвосхищение.
XX век, в котором из кровавого месива человечество вырывается в открытый космос. И всё это благодаря одной и той же силе, таящейся в недрах атомного ядра. Эта сила испепелила Хиросиму. Она же вывела на орбиту Гагарина.
И до сих пор остаётся открытым вопрос - погубит эта сила нас всех или обеспечит безграничным запасом энергии, дающей шанс освоить галактику.
Все эти варварские пляски древне-русских языческих ритуалов "Весны Священной": игры, гадания, хороводы и человеческие жертвоприношения - это же иносказательная история XX века.
Послушайте вступление ("Поцелуй Земли"). Вам не кажется, что в нём зашифрована Стравинским загадка атомного ядра? А мне слышится там именно это - и загадка, и её постепенная, пугающая и чарующая, разгадка.
Последующая сюитная война между божественной гармонией и дьявольским диссонансом, полиритмические скачки, самовлюблённое фанфаронство, на грани слабоумия, и циничная лапша на уши - слышите? Это же и есть история XX века.
В этой музыке есть и громогласный рёв войны, и обманчивое бормотание "разрядки".
Великий технологический прорыв и паскудство гей-парада там тоже есть.
Сочный и точный портрет века в небольшой (чуть больше получаса) гениальной сюите.
А ещё вспоминается мне один мой спор на просторах музыкального форума на тему - "русский ли композитор Игорь Стравинский?".
Славу свою он обрёл "в европах", гражданство имел американское. Музыку писал - сплошной модерн.
Всякие там Сати, Кокто, Дебюсси, Пуленк и прочие Чарли Чаплин, Коко Шанель да Андре Жид - в соратниках, дружках и подельниках.
С президентом Кеннеди тусил и даже произведение в память о нём сочинил.
Додекафонией там всякой увлекался не на шутку, прости его, Господи.
И вообще - Член Шведской Королевской Академии.
Тоже мне, русского нашли.
А вот русский! Он почти земляк мой - в Ораниенбауме родился, хоть и на Швейцарской улице.
В школе Гуревича учился, на Лиговке (вместе с Николаем Гумилёвым, между прочим). А потом в университете на юридическом (как Путин!).
Уроки музыки брал у Римского-Корсакова.
Его отец Репину позировал для "Запорожцев, пишущих письмо...",
а мать Стравинского вообще из казацкого рода.
Ах, вы про музыку?
Так послушайте его песенные циклы! Трудно найти что-либо более русское. А "Петрушка", "Жар-Птица", "Свадебка"? А его церковная музыка!
Вот и "Весна Священная" задумана и, по большей части, сочинена в России, на основе русского фольклора. Там русский дух, там сами знаете - чем пахнет.
"Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в её скрытой природе."
(Игорь Стравинский, 1962)
И вообще ... Лично я считаю, что "Весна", помимо пророческого иллюстрирования "атомного века", является ещё и музыкальной кодификацией того, что называется - "русская душа" (уж простите за такую сермягу банальную).
Священная Весна - это тютчевское вечнозелёное - "Умом Россию не понять", только написанное Маяковским или даже Хлебниковым, с их новоязом, лихорадочной ритмикой и суицидальными лестницами из чумных палочек по дороге к всемирному бланманже.
Поиск смыслов бессмыслицы. Жажда справедливости в приступе белой горячки... Священная Весна русской Революции.
Поняли?
А вы говорите - не русский.
Послушайте лучше )
И да, чуть не забыл. Есть в "Весне" и ещё одно предсказание - предсказание рок-музыки. Этой варварской, грешной и завораживающей страницы музыкальной культуры всё того же "атомного века".
P.S. я - не самый большой поклонник Гергиева как дирижёра. Но здесь он великолепен. Чувствуется, что это прямтки его материал - темперамент, музыкальный язык, фактура.
Исполняет: оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1992.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »