SLIM HARPO / James Isaac Moore
(January 11, 1924 – January 30, 1970)
Настоящее имя Слима Харпо было Джеймс Мур, а выступать он начал под псевдонимом Harmonica Slim.
Его сводный брат Lightnin' Slim тоже был довольно известным блюзменом. Свою карьеру Харпо начинал в качестве его аккомпаниатора.
Записываться самостоятельно он начал в 1957 году. Тогда же продюсер Джей Миллер и сменил его псевдоним на более элегантный Слим Харпо.
Дебютный сингл под названием I'm A King Bee (b-side - I Got Love If You Want It) сразу же сделал Харпо популярным, причем не только среди чернокожих любителей блюза, но и в более широкой среде поклонников - хит стал танцевальным боевиком в дансингах для белых. Такое с блюзменами случалось крайне редко.
Слава Слима Харпо скоро достигла и Британских Островов. В Англии одна из песен Харпо неожиданно стала культовой. Би-сайд его дебютного сингла (I Got Love If You Want It) лёг в основу первой записи будущих мастодонтов рока - The WHO (тогда ещё - The High Numbers).
В их репертуаре появилась песня I'm The Face. Именно она стала чем-то вроде гимна для британских "модов". Было такое неформальное молодежное движение в первой половине 60-х. Очень стильные были парни. Этакие middle-class dandy своего времени.
У модов существовала своеобразная иерархия и особый сленг. "Фэйс" - это было сленговое обозначение члена движения, находящегося на довольно высокой ступени в сообществе модов.
Кстати number это тоже иерархическое обозначение мода, стоящего на самой низкой ступени этой самой иерархии.
Цепляющий танцевальный ритм и простая, но эффектная мелодия глянулись тогдашнему продюсеру Хай Намбез - Питу Мидэну.
Мидэн был парнем довольно тщеславным и не лишенным авторских амбиций. Он переделал текст и "позаимствовал" песню Слима Харпо для би сайда дебютного сингла своих подопечных. Авторство, разумеется, приписал себе.
Однако вернемся в Америку ...
За "Пчелиным Королём" у Харпо последовала целая цепочка успешных хитов, в которых всегда присутствовала эффектная партия губной гармошки, ставшая его фирменным знаком.
Кстати, и псевдоним "Слим Харпо" - это сленговое выражение "рутовых" блюзменов. Так они называли губную гармошку.
Слим Харпо и его брат - Лайтнин Слим были явными лидерами направления свомп-блюз (swamp blues).
Свомп зародился в Луизиане и являлся миксом из местных музыкальных течений: ново-орлеанского джаза, кэджуна, зайдеко и (чуть-чуть) пьедмонтского блюза.
Для свомп-блюза характерны полу-акустический ("кантри")-саунд, средний или даже замедленный темп, но отчетливо "качающая" ритмическая основа, под которую должно быть удобно и интересно танцевать. Очень важна и простая, но интересная мелодия.
Из дополнительных, но важных (для успеха) стилистических нюансов свомп-блюза нужно отметить томно-эротичный вокал и немного расслабленный буги-драйв в духе Джимми Рида (с которым часто сравнивают Харпо). Очень важен и имедж-посыл исполнителя, который должен отыгрывать в песне и на сцене амплуа провинциального щеголя и ловеласа. Возможно, что именно это и сыграло решающую роль (сознательно или подсознательно) в том, что Пит Мидэн остановил свой выбор именно на песне Слима Харпо. Причем, одной из самых характерных в плане стилистического совершенства.
Такая музыкальная формула многим пришлась по вкусу и многие в 60-х начали брать ее на вооружение по обе стороны океана.
Свомп -блюз - предвестник свомп-рока, как не сложно догадаться. А это значит, что такие, многими любимые и почитаемые, музыканты, как Джей Джей Кэйл и Джон Фогерти являются музыкальными братьями Слима Харпо. В крайнем случае - двоюродными )
Их всех (Рид/Харпо/Фогерти/Кэйл) роднит и отношение к гитарным соло, которые они никогда не перегружают нотными потоками, но всегда играют рельефную и ясную мелодическую линию или выверенную гитарную фразу.
Надо сказать, что Слим Харпо стал одним из немногих блюзменов, кто сумел более-менее удержаться на плаву в разгар рок-истерии конца 60х. Более того, в 1966м он даже попал на первую строчку биллбордовского чарта с синглом Baby Scratch My Back.
Надо отдать должное и самим рокерам - определённую роль в популярности Харпо сыграл и тот факт, что целые The Rolling Stones, ещё на заре своей грандиозной карьеры, записали его хит I'm A King Bee
а на своём знаменитом двойнике Exile On Main Street (1972, уже после смерти Слима) и великолепную версию другого хита Харпо - Shake Your Hips.
Песни SH исполняли в 60х и другие герои британского вторжения (the Pretty Things, the Yardbirds, Them).
The Moody Blues даже свое название позаимствовали у инструментала Слима Харпо.
А если вы внимательно прислушаетесь к знаменитой композиции La Grange (ZZ Top), то без труда узнаете рифф из всё того же Слимовского боевика Shake Your Hips.
Интересно, что Харпо, несмотря на приличные тиражи пластинок и бесконечные гастрольные чесы, никогда не был до конца "профессиональным музыкантом". У него был свой бизнес (грузовые перевозки), который и приносил ему основной доход. Этот бизнес он постоянно подкармливал "мертвыми президентами", которые получал с продаж своих песен.
Один из самых успешных сонграйтеров своего поколения никогда до конца не верил в свой успех и больше всего на свете боялся снова впасть в беспросветную негритянскую нищету выходцем из которой он являлся, как и почти все блюзмены того времени.
Слим Харпо умер едва достигнув 46-летнего возраста. Причина - сердечный приступ.
Здесь надо, во избежание кривотолков, отметить, что Харпо был примерным семьянином (его жена, по некоторым сведениям, была и его постоянным соавтором), он никогда не увлекался наркотой и алкоголем, в отличии от подавляющего большинства своих коллег по блюзу. Его сердце просто не выдержало напряжения, связанного с перегруженностью работой.
Он очень боялся нищеты ...
Driver Pete, 2007
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Молния из Техаса (памяти Сэма Лайтнин Хопкинса)
БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
Пара слов про "устаревший саунд"
Скрипач на борту Аэроплана (Памяти Папы Джона Крича)
Снова о блюзе
Родился в городе, которого нет, умер в шаге от лестницы, по которой не успел подняться (Памяти Волшебника Сэма)
Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)
Патриарх блюзовой бас-гитары (памяти Вилли Кента)
Памяти Воющего Волка
Я это блюз (памяти Вилли Диксона)
Реформатор гитарного блюза (Памяти Майка Блумфилда)
Его убили в пьяной уличной драке (Памяти Литтл Уолтера)
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Легенда Дельты (памяти Букки Вайта)
Третий - не лишний (к 50-летию великого альбома)
Боз Скаггз. Пороха еще навалом.