ПАМЯТИ СЛИМА ХАРПО

Главные хиты Слима Харпо:

"I'm a King Bee"
"I Got Love If You Want It"
"Rainin' In My Heart"
"Don't Start Cryin' Now"
"I Love The Life I'm Living"
"Baby Scratch My Back"
"Shake Your Hips"
"Tip On In"
"Don't Start Crying Now"

Подробнее
Галлерея
Видео
  • Пчелиный Король Блюза

    SLIM HARPO / James Isaac Moore

     (January 11, 1924 – January 30, 1970)

    Настоящее имя Слима Харпо было Джеймс Мур, а выступать он начал под псевдонимом Harmonica Slim.

     Его сводный брат Lightnin' Slim тоже был довольно известным блюзменом. Свою карьеру Харпо начинал в качестве его аккомпаниатора.

    Lightnin' Slim
    Lightnin' Slim

    Записываться самостоятельно он начал в 1957 году. Тогда же продюсер Джей Миллер и сменил его псевдоним на более элегантный Слим Харпо.

     Дебютный сингл под названием I'm A King Bee (b-side - I Got Love If You Want It) сразу же сделал Харпо популярным, причем не только среди чернокожих любителей блюза, но и в более широкой среде поклонников - хит стал танцевальным боевиком в дансингах для белых. Такое с блюзменами случалось крайне редко.

     Слава Слима Харпо скоро достигла и Британских Островов. В Англии одна из песен Харпо неожиданно стала культовой. Би-сайд его дебютного сингла (I Got Love If You Want It) лёг в основу первой записи будущих мастодонтов рока - The WHO (тогда ещё - The High Numbers).

    В их репертуаре появилась песня I'm The Face. Именно она стала чем-то вроде гимна для британских "модов". Было такое неформальное молодежное движение в первой половине 60-х. Очень стильные были парни. Этакие middle-class dandy своего времени.

    У модов существовала своеобразная иерархия и особый сленг. "Фэйс" - это было сленговое обозначение члена движения, находящегося на довольно высокой ступени в сообществе модов.

    Кстати number это тоже иерархическое обозначение мода, стоящего на самой низкой ступени этой самой иерархии.

    Цепляющий танцевальный ритм и простая, но эффектная мелодия глянулись тогдашнему продюсеру Хай Намбез - Питу Мидэну.

    Мидэн был парнем довольно тщеславным и не лишенным авторских амбиций. Он переделал текст и "позаимствовал" песню Слима Харпо для би сайда дебютного сингла своих подопечных. Авторство, разумеется, приписал себе.

    Однако вернемся в Америку ...

     За "Пчелиным Королём" у Харпо последовала целая цепочка успешных хитов, в которых всегда присутствовала эффектная партия губной гармошки, ставшая его фирменным знаком.

    Кстати, и псевдоним "Слим Харпо" - это сленговое выражение "рутовых" блюзменов. Так они называли губную гармошку.

     Слим Харпо и его брат - Лайтнин Слим были явными лидерами направления свомп-блюз (swamp blues).

    Свомп зародился в Луизиане и являлся миксом из местных музыкальных течений: ново-орлеанского джаза, кэджуна, зайдеко и (чуть-чуть) пьедмонтского блюза.

    Для свомп-блюза характерны полу-акустический ("кантри")-саунд, средний или даже замедленный темп, но отчетливо "качающая" ритмическая основа, под которую должно быть удобно и интересно танцевать. Очень важна и простая, но интересная мелодия.

    Из дополнительных, но важных (для успеха) стилистических нюансов свомп-блюза нужно отметить томно-эротичный вокал и немного расслабленный буги-драйв в духе Джимми Рида (с которым часто сравнивают Харпо). Очень важен и имедж-посыл исполнителя, который должен отыгрывать в песне и на сцене амплуа провинциального щеголя и ловеласа. Возможно, что именно это и сыграло решающую роль (сознательно или подсознательно) в том, что Пит Мидэн остановил свой выбор именно на песне Слима Харпо. Причем, одной из самых характерных в плане стилистического совершенства.

    Такая музыкальная формула многим пришлась по вкусу и многие в 60-х начали брать ее на вооружение по обе стороны океана.

    Свомп -блюз - предвестник свомп-рока, как не сложно догадаться. А это значит, что такие, многими любимые и почитаемые, музыканты, как Джей Джей Кэйл и Джон Фогерти являются музыкальными братьями Слима Харпо. В крайнем случае - двоюродными )

    Их всех (Рид/Харпо/Фогерти/Кэйл) роднит и отношение к гитарным соло, которые они никогда не перегружают нотными потоками, но всегда играют рельефную и ясную мелодическую линию или выверенную гитарную фразу.

     

     Надо сказать, что Слим Харпо стал одним из немногих блюзменов, кто сумел более-менее удержаться на плаву в разгар рок-истерии конца 60х. Более того, в 1966м он даже попал на первую строчку биллбордовского чарта с синглом Baby Scratch My Back.

    Надо отдать должное и самим рокерам - определённую роль в популярности Харпо сыграл и тот факт, что целые The Rolling Stones, ещё на заре своей грандиозной карьеры, записали его хит I'm A King Bee

    а на своём знаменитом двойнике Exile On Main Street (1972, уже после смерти Слима) и великолепную версию другого хита Харпо - Shake Your Hips.

     Песни SH исполняли в 60х и другие герои британского вторжения (the Pretty Things, the Yardbirds, Them).

    The Moody Blues даже свое название позаимствовали у инструментала Слима Харпо.

    А если вы внимательно прислушаетесь к знаменитой композиции La Grange (ZZ Top), то без труда узнаете рифф из всё того же Слимовского боевика Shake Your Hips.

    Интересно, что Харпо, несмотря на приличные тиражи пластинок и бесконечные гастрольные чесы, никогда не был до конца "профессиональным музыкантом". У него был свой бизнес (грузовые перевозки), который и приносил ему основной доход. Этот бизнес он постоянно подкармливал "мертвыми президентами", которые получал с продаж своих песен.

    Один из самых успешных сонграйтеров своего поколения никогда до конца не верил в свой успех и больше всего на свете боялся снова впасть в беспросветную негритянскую нищету выходцем из которой он являлся, как и почти все блюзмены того времени.

    Слим Харпо умер едва достигнув 46-летнего возраста. Причина - сердечный приступ.

    Здесь надо, во избежание кривотолков, отметить, что Харпо был примерным семьянином (его жена, по некоторым сведениям, была и его постоянным соавтором), он никогда не увлекался наркотой и алкоголем, в отличии от подавляющего большинства своих коллег по блюзу. Его сердце просто не выдержало напряжения, связанного с перегруженностью работой.

    Он очень боялся нищеты ...

    Driver Pete, 2007

     

    Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

    Молния из Техаса (памяти Сэма Лайтнин Хопкинса)
    БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
    Пара слов про "устаревший саунд"
    Скрипач на борту Аэроплана (Памяти Папы Джона Крича)
    Снова о блюзе
    Родился в городе, которого нет, умер в шаге от лестницы, по которой не успел подняться (Памяти Волшебника Сэма)
    Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)
    Патриарх блюзовой бас-гитары (памяти Вилли Кента)
    Памяти Воющего Волка
    Я это блюз (памяти Вилли Диксона)
    Реформатор гитарного блюза (Памяти Майка Блумфилда)
    Его убили в пьяной уличной драке (Памяти Литтл Уолтера)
    Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
    Легенда Дельты (памяти Букки Вайта)
    Третий - не лишний (к 50-летию великого альбома)
    Боз Скаггз. Пороха еще навалом.

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »