Chris Curtis
(26 August 1941 – 28 February 2005)
Его настоящее имя - Christopher Crummey.
Крисом Кертисом он стал тогда же, когда занял место за барабанами в популярной группе The Searchers. "Искатели" играли модный мерсибит (ливерпульская разновидность биг-бита).
Им суждено было стать одной из главных штурмовых бригад "Британского Вторжения". С этой группой и был связан звёздный час барабанщика Кертиса.
The Searchers в середине 60х составляли конкуренцию самим Битлз, их хиты постоянно фигурировали на самой вершине чартов по всему миру. Гастролям не видно было конца.
Бесконечные гастроли и погубили хорошую группу. В 1966г. Кертис уходит из "Сёчез".
В том же 1966м Крис Кертис записал свой единственный сольный сингл ("Aggravation"/ "Have I Done Something Wrong?").
Запись поднялась в чартах до #40 и сгинула на мусорной свалке рок-истории.
Это, кстати, был кавер на песню Джо Саута (Joe South). Вам ни о чём не говорит это имя?
Вспомнили?
Разумеется! Джо Саут - автор песни "Hush", которая станет первым международным хитом для группы под названием DEEP PURPLE.
Почему я об этом пишу? Потому что DP ещё возникнут в моём рассказе о покойном барабанщике Крисе Кертисе.
Да, и ещё одно "кстати": в записи единственного сингла Кертисапринимали участие два юных сессионера - Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс.
Такой вот "групповой портрет в интерьере".
Но, как вскоре стало ясно, Тома Джонса из Кертиса не вышло и с сольными синглами было покончено навсегда.
Зато в том же 1966-м Кертис знакомится с молодым и энергичным музыкальным менеджером по имени Тони Эдвардс, продюсировавшим какую-то модельку, возжелавшую стать поп-дивой.
Кертис тоже в те времена довольно активно занимался продюсированием поп-синглов однодневок для всяких, ныне крепко и заслуженно забытых, попсарей.
К 1967 году Кертису уже изрядно надоела такая унылая поденщина на ниве примитивной попсы (несмотря на приличные гонорары). Он мечтает создать новую рок-группу со вселенскими амбициями. Тогда-то Кертис и вспоминает про Эдвардса.
Крис ошарашивает Тони неожиданным звонком.
"Как снег на голову был для меня звонок Криса Кертиса. Он сказал, что хочет сделать меня своим менеджером. Пообещал научить меня всему. Говорил, что он знает, как и что делал Брайан Эпстайн. Заявил, что сделает из меня нового Эпстайна.
Я не устоял перед соблазном. Он поймал меня на крючок"
- так вспоминал об этом звонке Тони Эдвардс.
Кертис и Эдвардс активно взялись за дело. Первой их акцией было приглашение в новую группу Джона Лорда. Кертис был лишь шапочно знаком с молодым органистом, но потенциал Лорда не вызывал у него ни малейших сомнений.
В планах у Кертиса было создание уникального трио, в состав которого должны были войти: барабанщик-певец (Кертис), клавишник - виртуоз (Лорд) и бас - гитарист (это место пока было вакантным).
Неожиданная конфигурация для того времени. Ничего не напоминает? Правильно. Emerson, Lake & Palmer, в чистом виде ...
Это прозвучало необычно и заманчиво. Лорд клюнул, несмотря на то, что к тому времени полностью охладел к року. Он уже было решил целиком посвятить себя академической музыке.
Но Лорда увлекла идея "постоянного трио", которое будет приглашать на записи других инструменталистов, по мере необходимости и на временной основе.
"Они будут запрыгивать к нам в группу и вылетать из неё, как на карусели" - сказал Лорд.
Так родилось название для новой группы - The Rounabout.
Крис Кертис представил клавишника Тони Эдвардсу и тот пришёл в восторг от нового члена группы. Это был просто золотой слиток, найденный посреди дороги - музыкант с такой школой, полный серьёзных творческих идей и умеющий делать восхитительные аранжировки, в духе ново-модного "барокко - рок".
Однако через несколько недель неугомонный Кертис привёз из Гамбурга гитариста по имени Ричи Блэкмор, которого он давно заприметил.
Теперь получалось, что насчёт "трио", Кертис, вроде как, Лорда обманул. А обман, как известно, имеет свойство бумеранга ...
Итак, Блэкмор, Лорд и Эдвардс познакомились друг с другом именно благодаря Кертису. Познакомились и ... пришли в восторг друг от друга. Но вот сам Кертис у них ни малейшего восторга не вызывал.
Прошла всего-лишь пара недель и коварное трио заговорщиков твердо решило отделаться от того, кто свел их вместе и чья идея лежала в основании проекта. Они решили списать Кертиса с корабля, ещё на этапе постройки.
И списали его на берег самым решительным образом.
Я не стану здесь подробно описывать эту историю у неё, как обычно, есть несколько версий и трактовок. У каждого из участников тех событий она своя. Вы можете со всеми версиями ознакомиться в любой серьёзной биографии Deep Purple, ибо именно такое название они себе возьмут после того, как избавятся от Кертиса. Именно под этим названием Лорд и Блэкмор впишут свои имена в историю рока.
Но это уже будет совсем другая история и она, с этого момента, к Крису Кертису не имеет никакого отношения. Отмечу только еще один факт: знаменитая песня "Hush" была предложена в качестве ударного хита для новой группы ещё Кертисом. Именно он наиграл её Лорду, после чего они стали вдвоём её разучивать, готовясь к прорыву.
После этой истории Кертис ушёл из шоу-бизнеса на государственную службу (что-то связанное с налогами, типа нашей Счётной Палаты), где отработал почти 20 лет. Ушел со службы Кертис по причине болезни.
Болезнь была довольна странная - sick building syndrome. Можно сказать - профессиональная, ибо подразумевает отвращение к зданию, в котором находится рабочее место больного.
На пенсии Крис Кертис вернулся к музицированию. Он пел народные песни и рок-н-роллы в церкви своего прихода "для привлечения молодёжи", но в шоубиз больше уже не вернулся и даже интервью на тему своего бурного прошлого давал с большой неохотой (после 1968г. их было всего два - 1998 и 2003, оба для BBC).
Осталась только любительская запись его последнего выступления. В конце Крис поет классический хит Сечерз - "Иголки и булавки".
Крис Кертис умер у себя дома, в Ливерпуле, в возрасте 63 лет.