ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ТАРАТОРКИНА

Лучшие роли Георгия Тараторкина:

Гамлет (Гамлет, лениградский ТЮЗ)

Раскольников (Преступление и наказания, фильм Льва Кулиджанова)

Виталий Павлович Дудин, "Числитель", учитель математики (Перевод с английского, телефильм Инессы Селезневой)

Дмитрий Львов (Открытая книга, телефильм Виктора Титова)

Александр Чарский (Маленькии трагедии, телефильм Михаила Швейцера)

Рудольф Джордах (Богач, бедняк, телефильм Арунаса Жебрюнаса)

Подробнее
Галлерея
Видео
  • ГЕОРГИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ТАРАТОРКИН

     (11 января 1945, Ленинград — 4 февраля 2017, Москва)

     Из тех, кого я видел в роли Гамлета на русском театре, именно Георгия Тараторкина я считаю лучшим.

    Мне еще в отрочестве посчастливилось видеть знаменитый спектакль ленинградского ТЮЗа. Тараторкин - Гамлет своей игрой меня тогда просто заворожил.

     Он очень подходил тогда для роли Гамлета по фактуре и темпераменту, насколько я сейчас могу вспомнить и оценить то впечатление.
    После отъезда Тараторкина в Москву роль перешла к 
    Александру Хочинскому.

    Его я видел только в телевизионных фрагментах, но Хочинский (замечательный артист, вне всяких сомнений) смотрелся после Тараторкина несколько простовато, как мне казалось, и "театрально".

    А "театральность" (показушная гипер-эмоциональность, склонность к позе и внешним эффектам, в ущерб внутреннему напряжению и глубине психологической проработки) именно то, что я очень не люблю в актерской игре и чего у Тараторкина не было совсем.

    Георгий Тараторкин , судя по тому, что я о нем знаю и понял, был очень порядочным, скромным и симпатичным человеком. Среди артистов это не самое частое явление, а нынче уже и вымершее, похоже.

    Возможно (во всяком случае, мне так кажется и я имею к тому основания) особую роль в этом сыграло детство, прошедшее в 50-х, в городе, который только что пережил Блокаду. Георгий вырос на рабочей окраине - знаменитой Выборгской Стороне (Лесной проспект, Выборгская набережная, улицы Матросова и Смолячкова, Большой Сампсониевский, который тогда был еще пр. Карла Маркса).

    Я, волею судеб, очень хорошо знаю этот рабочий район, у меня многое с ним связано в жизни, и людей тех (из блокадного и после-блокадного Питера) я тоже хорошо знал. Я и сам вырос среди них, буду помнить их всегда.

    Тараторкин мне всегда их напоминал, в нем было это особое чувство собственного достоинства, которое сыграть невозможно, было мудрое спокойствие и сдержанность, которые тоже не сыграешь.

    И, конечно же, его выделял безупречный вкус, который проявлялся во всем - от внешнего облика до интонационных нюансов.

    Раскольниковых в кино и на сцене я тоже повидал не мало, но никого рядом с ним не могу поставить.

    Посмотрите как в этом эпизоде уверенно и точно играет совсем юный еще Тараторкин и это на фоне гениального Смоктуновского!

    А в этом эпизоде у него и текста совсем немного. Кажется, что Смоктуновский просто подавляет своим мастерством, но как только камера находит Тараторкина, мы видим, что он снова на высоте. Глаза, мимика, жесты, почти как немое кино. Работа филигранная. Он был большим мастером уже тогда! 23 года от роду, всего пару лет, как закончил учебу в студии Корогодского, а какой уровень уже. Ведь это одна из сложнейших и важнейших сцен в русской литературе, а внутри фильма, наверное, самая главная.

    Уже только эти две роли - Гамлет и Раскольников достаточны для того, чтобы считать Тараторкина явлением уникальным. Ах, как жаль, что от его Гамлета даже фотографий теперь не найти, не говоря уже о видео-материалах. Но он был! Я его помню и не забуду никогда!

    Также как был и его молодой учитель, по кличке Числитель, из славного фильма моего детства "Перевод с английского".

    Как же хотелось мне тогда, чтобы у меня был такой же учитель. Молодой, умный, понимающий нас и очень современный. Как не хватало нашей школе таких людей! А теперь их уже просто нет.

    Теперь нет уже и Георгия ... Уходят люди, которые олицетворяли благородство на сцене и в кино. Люди, которые могли чему-то научить, не поучая. Люди, которых любил всю жизнь и которым верил.

    По воспоминаниям однокашника и друга, соратника по студии Корогодского и ленинградскому ТЮЗу - другого замечательного питерского артиста Николая Иванова

    Николай Иванов в фильме Вечный Зов

    Георгий Тараторкин говорил, что то "тюзовское" время в Ленинграде так и осталось самым творческим, самым ярким и самым счастливым периодом его актерской жизни.

    На этом остановлюсь, пожалуй. Хотел еще упомянуть и Чарского из "Маленьких Трагедий", и Роберта из "Чисто английского убийства", и его кино-дебют - цареубийца Гриневицкий в "Софье Перовской" (запоминающийся, надо сказать, дебют, возможно, что без него не было бы и Раскольникова). Отдельно можно было бы оценить его мастерство, как чтеца - вы же помните какой у него был голос! Разве можно забыть такой голос... но остановлюсь. Надеюсь, что дальше ваша память сделает свою работу уже за меня. Наверняка, ей есть что вспомнить о замечательном русском артисте, мальчике с Выборгской стороны.

    Если вы дочитали это до конца, то вам может быть интересно и это:

    Памяти великого оператора

    Аристократ сцены (памяти Виктора Костецкого)

    Дети Чугунных Богов. Забытый шедевр.

    ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА

    Памяти Александра Куссуля

    Памяти Александра Кондрашкина

    В нее были влюблены все мальчишки Советского Союза

    Избранный быть Легендой (памяти Георгия Ордановского)

    ПАМЯТИ АРКАДИЯ СЕВЕРНОГО

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »