Ray Edward Cochran
(October 3, 1938 – April 17, 1960)
Эдди пришел в рок-н-ролл после того, как услышал Элвиса. До этого он пару лет исполнял местечковое кантри среднего пошиба и шансов на прорыв для него не наблюдалось.
Но стоило сменить стиль и имидж, как дела пошли в гору. Кокрэн оказался буквально созданным для нового стиля. Обаятельный, пластичный, веселый - он покорял публику позитивной заряженностью и расслабленной элегантностью подачи.
Но главный его вклад в развитие жанра это то, что Эдди стал одним из первых, кто начал сочинять рок-н-роллы "под себя"и исполнять их. Многие из своих рокешников Кокрэн сочинил в паре со своим менеджером Биллом Кэйпхартом, который был на 10 лет старше Эдди.
Сочинение и самостоятельное исполнение собственных песен, со временем стало обязательной характеристикой для рок-музыки.
Песни, сочиненные дуэтом Кокрэн / Кэйпхарт, это настоящий горячий rock'n'roll - заводной и бескомпромиссный, уверенный в себе как сам Бог Юности.
Чем старше я становлюсь, тем чаще слушаю эти пластинки - Chuck Berry, Eddie Cochran, Buddy Holly.
Последние двое погибли ещё мальчишками.
Эдди и Бадди были, кстати, близкими друзьями и судьбы их оказались схожими. Обоим жизнь отмерила 3 с небольшим года сонграйтерской активности и успешной сценической карьеры. Оба погибли на взлете, успев за это короткое время пережить творческий кризис, на выходе из которого оба и ушли в вечность.
Но эти талантливые пани успели насочинять по 2 десятка песен, перепеваемых до сих пор и не потерявших своей привлекательности ни на йоту.
Эдди погиб в 21 год, по дороге в Лондонский аэропорт, что печально и символично - он был более популярен в Англии, чем на родине и его значение для становления английской рок-музыки трудно переоценить.
Достаточно сказать, что его песня 20 Flight Rock из популярнейшего у подростков того времени фильма The Girl Can't Help It (1956) стала своего рода отправной точкой в истории Битлз, какими мы их знаем (вы же помните эту историю?))
Если продолжить разговор на банальную тему про "повлияле", то этот разговор, в связи с Эдди, неминуемо упрется в глыбу Летнего Блюза, как вы сами понимаете. Понимаете же? )
Великий Summertime Blues, исполненный в 1968г. детройтской группой Blue Cheer, как многие полагают, стал первой песней, исполненной в стиле heavy metal.
Он же (Летний Блюз) стал едва ли не лучшим концертным номером the Who на долгие годы. Именно песня Кокрэна стала главным украшением их выступлений на легендарных фестивалях в Монтерреe, Вудстоке и на Острове Вайт.
а позже и их знаменитого концертного альбома Live At Leeds.
А на заре своей истории the WHO исполняли и кокрэновский My Way (не путать с песней Клода Франсуа из репертуара Синатры).
Еще про "повлияле"? ) Ок. Их есть у меня.
Джимми Пейдж на первом альбоме ЛЗ "процитировал" его Nervous Breakdown в "своей" Communication Breakdown (сравните и увидите сходство не только в названиях песен).
Гитарную тeхнику Кокрэна, его, кажущиеся теперь незамысловатыми, пассажи и риффы копировали, будучи мальчишками, и Джефф Бек, и Ричи Блэкмор, и Дэйв Дэвис, и Марк Болан, и мн.др. будущие суперстарз англ. рок - музыки.
Еще один классический и знаковый номер Кокрэна - C'mon Everybodyиграли почти во всех клубах Англии десятки групп. И сейчас, наверняка, играют в каком-нибудь из них. Вот в эту самую минуту. К бабке не ходи (в паб зайди).
Артистичная пластика Эдди Кокрэна, его эффектные позы и движения легли в основу многих будущих клише. Он стал одним из главных прообразов постепенно складывающегося архетипа - рок-гитарист.
Это именно Кокрэн и Чак Берри сделали гитариста эффектным шоуменом, а не аккомпаниатором, как это было принято до них.
В его песнях искрится и схлопывается пузырьками гормональной шипучки зажигательное веселье. Эти песни моментально распаляют танцевальный азарт, они воспевают простые тинейджерские радости. Песни Кокрэна не утратили своего обаяния до сих пор и вряд ли уже утратят.
А для своего времени эти песни стали революцией. Да-да. Именно так. Эти парни перевернули все представления о том, что такое популярная музыка и кто такой - популярный исполнитель. Но это уже тема для слишком серьезного разговора, а Кокрэн не располагает к излишнему занудству.
Помимо прочего, 19 летний тинейджер Эдди Кокрэн был далеко не глуп и весьма талантлив, как автор текстов. Вспомните хотя бы знаменитую строчку из все того же "Летнего блюза":
"I'd like to help you, son
but you too young to vote"
- ответ конгрессмена, обратившемуся к нему со своими бедами подростку.
Это же квинтэссенция тех межпоколенческих отношений, которые совсем скоро приведут к "молодёжному бунту" 60х. Отнюдь не случайно Summertime Blues прогрохочет в Вудстоке апофеозом того самого "цветочного бунта".
Впрочем, сам Эдди призывал скорее не к бунту, а к веселью и рок-н-роллу, его музыка осталась вечным праздником беззаботной юности.
В песнях Кокрэна есть то фирменное и немного загадочное обаяние, которое и увлекло весь мир когда-то рок-н-роллом.
Однако пора уходить в коду, пожалуй.
Эдди Кокрэн, его невеста и еще одна рок-н-ролльная легенда - Джин Винсент, с которым они отработали тур по Британии, мчались на такси в аэропорт. Ребята опаздывали. Они не знали пророческой строчки из песни гениального русского кликуши: "в гости к Богу не бывает опозданий".
На огромной скорости водитель не справился с управлением и врезался в фонарный столб.
Эдди, в последнюю секунду перед столкновением, успел среагировать и накрыл собой невесту, с которой сидел на заднем сидении. Он спас ей жизнь.
Девушке накануне исполнилось 20 лет. Ее звали Шэрон Шили (Sharon Sheeley). Не смотря на столь юный возраст она уже успела, к тому времени, стать самой молодой женщиной, написавшей хит #1
Песня Poor Little Fool, которую она сочинила, возглавила хит-парад в исполнении Рикки Нелсона. На тот момент Шэрон едва исполнилось 18.
Есть что-то мистическое в том, что эта песня про "Бедную глупышку" была записана ровно за два года до катастрофы. День в день.
Шили и Кокрэн успели написать вместе пару песен (Love Again, Cherished Memories). Их пара казалась весьма перспективной, во всех смыслах.
В той роковой катастрофе погиб только один человек - Эдди Кокрэн. Накрыв собой Шэрон, он потерял возможность для спасения себя самого. Его выбросило из машины через сломавшуюся заднюю дверь салона, в результате чего он получил несовместимую с жизнью травму черепа и умер в больнице, не приходя в сознание.
И еще один примечательный штрих к истории взлета и гибели великого рок-н-роллера.
На место катастрофы, разумеется, прибыл наряд полиции. Среди полицейских был 19-летний паренек из числа поклонников Эдди. Он умудрился каким-то образом завладеть изъятой с места катастрофы гитарой и принялся на ней яростно упражняться.
Через пару лет парень уволился из полиции и собрал группу. Группа стала популярной и даже записала песню, которая возглавила хит-парад Великобритании в 1968.
Группа называлась Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich. А юного полицейского звали Дэйв Ди.
***
Американский рок-н-ролл на рубеже 50-х и 60-х погибал под ударами безжалостной судьбы: авиационная катастрофа, унесшая Бадди Холли, Ричи Валенса и Биг Боппера, призыв на армейскую службу Элвиса, тюремный срок для Чака Берри, обструкция Джерри Ли Льюиса и, наконец, гибель Кокрэна привели, как казалось, к полному разгрому жанра на его родине. Лидеры были снайперски выбиты один за другим.
Но рок-н-ролл выжил. Он возродился в Англии. 15-летний юнец по имени Пол Маккартни на прослушивании при поступлении в группу Кворримен(Quarrymen) исполняет тот самый кокрэновский хит Twenty Flight Rock, чем (по его собственным воспоминаниям) производит впечатление на 16-летнего лидера Кворримен по имени Джон Леннон.
Через три года после гибели Эдди Кокрэна именно Битлз, ведомые Ленноном и Маккартни, возглавят Британское Вторжение в Америку.
Вот такое "повлияле". Такая гитарная эстафета, которая был бы немыслима без песен Эдди.
Вечная ему память.
(Driver Pete, 2005)
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
День, когда умерла музыка
Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)
Знаменитый инцидент на сцене Вудстока
О "плагиате" Лед Зеппелин
Чак Берри VS Элвис Пресли. Кто из них настоящий король рок-р-ролла?
Нэнси Синатра. История блудной дочери.
Старый конь ритм-энд-блюз не испортит
Пара слов про "устаревший саунд"
Рок-революции
Карусели и бумеранги (Памяти Криса Кертиса)
Есть ли будущее у рок-музыки?
Жертва рок-н-рольной рулетки (Памяти Дела Шэннона)
Молния не спрашивает у смертных куда ей бить ... (Памяти Гарри Нильссона)
Слушаю Бобби Дарина и обаяние того времени буквально окутывает меня, заполняя всё вокруг ...
Музыка сама нас выбирает