ПАМЯТИ СЭМА ЛАЙТНИН ХОПКИНСА

слушать:

 Lightnin' Hopkins (1959)

Mojo Hand (1960)

Blues in My Bottle (1961) 

 It's a Sin to Be Rich (1992)

Подробнее
Галлерея
Видео
  • Молния из Техаса 

    SAM LIGHTNIN' HOPKINS

    Sam John Hopkins (March 15, 1912 – January 30, 1982)

     Лайтнин Хопкинс для блюза всё равно что Князь Святослав для истории Руси или какой-нибудь Дуглас Фербенкс для Голливуда. Корневой человечище.

    Старшим братом (двоюродным) Хопкинса был Великий Слепой техасского блюза - Тексэс Александер, тот самый, который, если верить некоторым источникам, был первым, кто записал на виниле одну из версий "Восходящего солнца" в далёком 1928м. Он же и дал первые уроки игры на гитаре своему юному кузену.

    Текс Александер в юности частенько выступал на улице вместе с другим Великим Слепым блюза - Лимоном Джефферсоном. Тогда-то он и познакомил подростка Сэма (ещ не Молнию) со своим дружком-партнером-соперником - Блайнд Лимон Джфферсоном.

    Джефферсон взял парня под свое крыло, и юный Сэм Хопкинс стал выступать с ним на постоянной основе.

    Лимон не признавал иных аккомпаниаторов, кроме этого шустрого и смышленого мальчишки. Только ему он открывал и секреты своего мастерства.

    А мастером Джефферсон был знаменитым. Едва ли не лучшим тогда в своем блюзовом деле.

    Но через три года Лимон ушел в лучший мир.

    Если верить одной из легенд, ставшей органичной частью блюзовой мифологии, Слепого Джефферсона отравил какой-то ревнивец, отомстив за соблазнение своей подруги.

    Через несколько лет юный блюзмен Сэм загремел в Хьюстонскую исправительную колонию.

    Houston County Prison Farm - знаменитое место, многократно воспетое в голливудских фильмах классического статуса( Унесенные Ветром, Мотылек, Пугало, О, где же ты, брат? и мн.др.).

    Причина, по которой Хопкинс туда попал, покрыта мраком забвения. Да мало ли могло быть поводов, чтобы закрыть тупого ниггера в тюрягу? Обычное в те времена дело.

    Зато этот колоритный факт органично вписался в биографию блюзового корифея. Без этого и блюз не блюз.

    Отсидев в тюрьме три или четыре года, Сэм Хопкинс объединился со своим дядькой Тексэсом и уехал из недоброго к нему Хьюстона, искать счастья и зарабатывать блюзом деньги на техасских просторах. Но и это приключение длилось не долго - через год-полтора пришел срок отсиживать срок уже старине Текс.

    Дядька Сэма Хопкинса - Тексэс Александер - свой срок (5 лет) отмотал в другом знаменитом месте - Париж, штат Техас (помните знаменитый фильм Вима Вендерса?).

    Тексэс сидел за убийство своей супружницы. Впрочем, это тоже отнюдь не достоверный факт. Но и он эффектно работает на мифологию блюза, став частью легенды Тексэса Александера.

    Одинокий и опечаленный Сэм возвращается ни с чем в свой родной, Богом забытый, Сентервилль, откуда он бы родом, и нанимается батрачить на ферме.

    Долгих шесть лет Хопкинс пахал на чужих полях и огородах, прежде, чем предпринял новую попытку пробиться на музыкальную сцену. В 1946 он снова отправляется в Хьюстон.

    На этот раз парню повезло почти сразу - на одном из уличных выступлений его услышала важная дама по имени Лола Энн Каллум. Эта самая Лола работала на лейбле Alladin Records в Лос Анджелесе.

    Важная дама забирает Сэма с собой в Калифорнию. В Лос Анджелесе Лола Каллум знакомит его с пианистом Вилсоном Смитом (Wilson Smith)и предлагает им объединиться в дуэт.

    Менеджмент лейбла для солидности и пущей колоритности украшает их природные имена роскошными сигнатурами - Сэм становится МолниейХопкинсом, а Вилсон отныне - Гром Смит. Под этими именами они записывают 12 трэков, которые стали первыми песнями, записанными Сэмом Лайтнин Хопкинсом. Отныне его будут называть только так.

    Так родилась легенда Техасской Молнии блюза.

    Дуэт распался почти сразу после той записи. Сэма уже не устраивала роль аккомпаниатора, а именно в этом качестве он выступал в дуэте (вокал был отдан Тандер Смиту).

    Через полгода Молния возвращается в Хьюстон и начинает регулярно выступать и записываться, приобретая локальную популярность.

    Со временем Лайтнин Хопкинс становится одной из главных блюзовых легенд своего поколения, авторитетным мастером своего дела. За ним навсегда закрепляется непререкаемая репутация утонченного стилиста гитарного блюза.

    Да, теперь это уже окаменевшая блюзовая скрижаль, на которой высечено крупным шрифтом: Хопкинс - великий блюзовый певец и гитарист.

    Молния долгие годы, большую часть своей жизни, выступал в одиночку. Он был самый настоящий "человек - оркестр". Хопкинс - блюзмен, который выработал оригинальную гитарную технику. Он научился вплетать в одну гитарную партию функции солиста, ритмача, басиста и перкуссиониста в одном флаконе.

    Эта уникальная техника повлияла, в свою очередь, на Джими Хендрикса. Хендрикс (согласно очередной блюзовой легенде) полюбил блюз во время совместных с отцом прослушиваний пластинок Хопкинса.

     Один из моих главных любимцев в блюзе - Джон Кэмпбелл - купил однажды на аукционе в Хьюстоне гитару Хопкинса и не расставался с ней до самого конца своей жизни, почитая её, как священный артефакт и некий знак свыше.

    Молния Хопкинс - один из немногих блюзовых корифеев, кто не был предан забвению, кто органично вписался в 60-е. Он успел записаться даже с культовой бандой 13th Floor Elevators в 1968м (альбом Free Form Patterns) .

    Сэм пребывал в почете и уважении до самой смерти, пока не умер, прожив долгую, почти 70-летнюю, жизнь.

    P.S. в городе Крокетт, штат Техас, стоит памятник великому блюзмену Сэму Лайтнин Хопкинсу. Трудно даже вспомнить, кто еще из блюзовых музыкантов удостоен подобной почести.

    Driver Pete, 2007

     

    Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

    БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
    Пара слов про "устаревший саунд"
    Скрипач на борту Аэроплана (Памяти Папы Джона Крича)
    Снова о блюзе
    Родился в городе, которого нет, умер в шаге от лестницы, по которой не успел подняться (Памяти Волшебника Сэма)
    Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)
    Патриарх блюзовой бас-гитары (памяти Вилли Кента)
    Памяти Воющего Волка
    Я это блюз (памяти Вилли Диксона)
    Реформатор гитарного блюза (Памяти Майка Блумфилда)
    Его убили в пьяной уличной драке (Памяти Литтл Уолтера)
    Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
    Легенда Дельты (памяти Букки Вайта)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »