Фильмы о первой любви

25. Не болит голова у дятла (СССР, 1974)

Режиссер: Динара Асанова.

В ролях: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Александр Богданов, Ира Обольская, Денис Козлов, Андрей Никитин, Юля Шишкина, Екатерина Васильева, Николай Гринько, Татьяна Волкова, Павел Ростовский, Михаил Светин.

Трогательная и светлая история из жизни советских подростков, поставленная талантливейшей Динарой Асановой, конечно же, не могла обойтись без первой любви.

Прелестная 15-летняя Лена Цыплакова дебютировала просто блистательно и на добрый десяток лет вошла в обойму самых востребованных юных киноактрис.

24. Барышня-крестьянка (Россия, 1995)

Режиссер: Алексей Сахаров.

В ролях: Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлёв, Василий Лановой, Екатерина Редникова.

Сделанная с большой любовью и уважением к литературному первоисточнику экранизация самой романтической из пушкинских "Повестей Белкина" стала глотком свежего воздуха в мутной атмосфере 90-х.

Елена Корикова заслуженно получала за эту роль призы на кино-фестивалях. К сожалению, эта замечательная роль так и осталась "самой главной" в кино-карьере русской красавицы, переквалифицировавшейся co временем в звезду светских хроник, посредственных сериалов и гламурных журналов.

23. Наследница по прямой (СССР, 1982)

Режиссер: Сергей Соловьёв.

В ролях:
Татьяна Ковшова, Игорь Нефедов, Татьяна Друбич, Сергей Шакуров, Александр Збруев.

Финальная часть "трилогии детства" Сергея Соловьева, на мой скромный вкус, стала самой интересной и искренней из всех. И здесь не обошлось без Пушкина (играющего в футбол консервной банкой ночью на одесском пляже - один из любимых эпизодов в фильме), но главное -первая любовь чудесной девочки к явно недостойному ее юноше.

Равноценный дуэт Тани Ковшовой (потрясающий дебют, не имевший никакого серьезного продолжения), чья пронзительная искренность завораживает и Игоря Нефедова, находившегося в расцвете своего выдающегося таланта (его жизнь оборвется трагическим образом, но это - повод для отдельного рассказа) - залог непреходящего интереса к картине для всех, кто любит "искреннее кино".

22. Бегство девчонки (Норвегия, 1959)

Режиссер: Эдит Калмар.

В ролях: Лив Ульман, Атле Мертон, Рольф Сёдер, Нанна Стенерсен, Торе Фосс, Ранди Бренне.

Бунтарская, для своего времени, картина, ставшая первым прорывом на международный экран для норвежского кинематографа.

Фильм, сделавший исполнительницу главной роли, будущую музу великого Бергмана - Лив Ульман кинозвездой мирового уровня.

21. Я вас любил… (СССР, 1967)

Режиссер: Илья Фрэз.

В ролях: Виктор Перевалов, Виолетта Хуснулова, Валерий Рыжаков, Наталья Селезнева, Евгений Весник.

Светлая и добрая история любви застенчивого питерского подростка к студентке знаменитого Вагановского балетного училища. Лучшая, на мой взгляд, роль Виктора Перевалова.

Фильм достоверно передает реалии жизни советских подростков 60-х. Смотрится сегодня почти как исторический документ и напоминание о том, какую страну мы потеряли.

P.S. и здесь без Пушкина не обошлось. Воистину - "наше все", когда речь заходит о любви :)

20. Shocking Blue (Нидерланды, 2010)

Режиссер: Марк де Хлоя.

В ролях: Рубен ван Велден, Лиза Смит, Нильс Гомпертс, Джим ван дер Панне, Драган Бакема.

Драматическая история первой любви. Отлично смотрится и с точки зрения визуализации, и в плане звукового оформления, и относительно правды характеров.

Один из главных нидерландских фильмов десятилетия. Но сразу вынужден предупредить - песен знаменитой одноименной рок-группы в саундтреке нет ). Все дело в тюльпанах как и положено для Нидерландов (подробности узнайте из фильма).

19. Тамаш и Юли (Венгрия, 1997)

Режиссер: Ильдико Энеди.

В ролях: Марта Андьял, Дьердь Барко, Чаба Цене, Ференц Элек, Давид Янош.

Грустная баллада о любви, о там как хрупко это чувство и как легко его потерять безвозвратно. За несколько лет до постановки этой пронзительной, но короткой картины (она длится на экране ровно час), Ильдико сняла свой дебютный полнометражный фильм (Мой XX век, 1989), ставший классикой европейского арт-хауса. Так что неудивительно, что "Тамаш и Юли" обладают воистину античной статью, фильм вполне соответствует масштабу таланта Энеди, безусловно, одной из самых одаренных женщин в истории кинорежиссуры.

18. Йорген + Анна = правда (Норвегия, 2011)

Режиссер: Энн Севитски.

В ролях: Мария Аннетте Тандерё Берглид, Отто Гарли, Аврора Бах Родал, Вильде Фредриксен Верло, Кристин Лангсруд, Питер Холен, Сигурд Саэтеренг, Торкил Дж. Свенсен Хёг, Адриан Холте Кристиансен, Анна Яр Свалхейм.

Очаровательная картина о любви в самом нежном (10 лет) возрасте. Исполнительница главной роли обладает потрясающим и редким свойством - ее просто обожает камера оператора. Глаз не оторвать. И это - залог успеха забавной и поучительной истории.

17. Старшая сестра (СССР, 1966)

Режиссер: Георгий Натансон.

В ролях: Татьяна Доронина, Михаил Жаров, Наталья Тенякова, Виталий Соломин, Леонид Куравлёв, Валентина Шарыкина, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Инна Чурикова.

Классический фильм для советского кинематографа 60-х. Любовная история младшей из сестер (совсем молоденькая Наталья Тенякова) и ее неординарного избранника (юный, но уже популярный, на тот момент - Виталий Соломин) - не главная сюжетная линия экранизации знаменитой пьесы Александра Володина, но эта история настолько интересна, достоверна и до сих пор актуальна, что привлекает к себе внимание в ничуть не меньшей степени, чем история творческих метаний старшей из сестер.

16. Волшебная лампа Аладдина (СССР, 1966)

Режиссер: Борис Рыцарев.

В ролях: Борис Быстров, Додо Чоговадзе, Андрей Файт, Отар Коберидзе, Екатерина Верулашвили.

Потрясающе красивый, воистину сказочный, дуэт Бориса Быстрова и Додо Чоговадзе имеет мало равных себе и по сию пору.

Одна из лучших кино-сказок в истории кино. И, одновременно, одна из самых восхитительных любовных историй в той же самой истории кино ) Уж извините за невольную тавтологию.

 

15. Дом, в котором я живу (СССР, 1957)

Режиссер: Лев Кулиджанов.

В ролях: Валентина Телегина, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов, Владимир Земляникин, Жанна Болотова, Нинель Мышкова.

Классика советского кинематографа. Хроника жизни нескольких семей, проживающих в одной коммунальной квартире.

Любовная история юных Гали (Жанна Болотова) и Сережи (Владимир Земляникин) стала важнейшей частью всего повествования. Их отношения настолько чисты, красивы и глубоки, они прерываются так жестоко, так непоправимо и так обыденно (в контексте истории страны), что горло перехватывает и кулаки сжимаются. Именно это и требовалось, чтобы показать на их примере весь масштаб всенародной трагедии.

Юная Болотова, студентка первого круса мастерской Герасимова и Макаровой во ВГИКе, дебютировавшая в возрасте 16 лет, обладала потрясающей харизмой, которую отличала какая-то особая "несоветскость" внешности и безусловная "советскость" (даже "комсомольскость", извините за грубоватый неологизм) внутреннего содержания. В этом была главная загадка ее невероятной кинематографической притягательности.

14. Любовь между каплями дождя (ЧССР, 1979)

Режиссер: Карел Кахиня.

В ролях: Эдуард Цупак, Владимир Меншик, Лукаш Вацулик, Михал Длоуги, Ян Грушинский, Дэвид Влчек, Эва Якоубкова, Тереза Герц.

Кахиня - один из главных европейских кино-спецов, в деле воплощения подростковой любви на экране. Феномен первой любви он исследует тщательно, вдумчиво и, по своему, беспощадно, как и положено серьезному исследователю.

"Любовь между каплями дождя" - лучший пример его кино-исследований данного феномена.

13. Курьер (СССР, 1986)

Режиссер: Карен Шахназаров.

В ролях: Федор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Алика Смехова, Владимир Меньшов.

Один из лучших подростковых фильмов мирового кино. Я считаю именно так.

Карен Шахназаров экранизировал свою юношескую повесть, сделав ее фильмом на все времена, но при этом запечатлев во всех подробностях конкретное время (середина 80-х), в котором живут герои фильма. На мой взгляд, это обязательное условие любой классики - суметь гармонично соединить реалии времени и "вечные вопросы", причем к кино это относится даже в большей степени, чем к другим видам искусства.

Флегматик-юморист, в блистательном исполнении Федора Дунаевского, настолько хорош и глубок, что его скептический сарказм, который мог бы стать элементом тривиального подросткового бунтарства, к концу фильма выводит его на уровень почти античного философа. Этакий влюбленный Сократ эпохи ранней перестройки.

Убежден, что лучше этого фильма Шахназаров ничего не снял и уже не снимет. Но и одного "Курьера" вполне достаточно, чтобы стать классиком.

12. Лето с Моникой (Швеция, 1953)

Режиссер: Ингмар Бергман.

В ролях: Харриет Андерссон, Ларс Экборг, Оке Фриделль, Сигге Фюрст, Наэми Бризе, Оке Грёнберг, Джон Хэррисон, Дагмар Эббесен, Катрин Вестерлунд.

"Лето..." - первый фильм, явивший миру "классического" Бергмана и единственный, в его фильмографии, фильм, посвященной теме первой любви.

Беспощадный диагноз наступающему "веку потребления", убивающему самые искренние человеческие чувства.

Первая главная роль Харриет Андерссон, обеспечившая ей место в ряду "бессмертных" мирового кино.

11. Прощайте, голуби (СССР, 1960)

Режиссер: Яков Сегель.

В ролях: Алексей Локтев, Светлана Савёлова, Валентина Телегина, Сергей Плотников, Савелий Крамаров, Леонид Галлис, Антонина Максимова, Пётр Вескляров, П. Постникова, Вера Предаевич.

Легенда советского кино. История ученика ремесленного училища Генки Сахненко и юной медсестрички Тани - образцовое воплощение на экране самых утонченных и трепетных чувств, какие только могут возникнуть в юных сердцах. Очень характерно для советского кино, что главными героями выступают самые обычные подростки из самой "простой" среды. Именно поэтому им веришь, за них переживаешь, их любишь. Ничто не отвлекает нас от подробностей их взаимоотношений, в отличии от нынешних историй проституток и олигархов, томящихся "звезд" шуобиза и бесконечных ментов / бандитов, в перерывах между перестрелками и разборками, навещающих своих сожительниц.

Здесь все честно: Генка и Таня. Такие какие есть. Рядовые и неординарные. Искренние и чувственные... И вот что еще странно: в этой невинной картине, на мой взгляд, намного больше подлинного эротизма, чем в ... (заполните скобки своими примерами из современного кино, в них нет недостатка).

Удивительно красивый дуэт Алексея Локтева и Светланы Савеловой. Вечно красивый, наверное, уже можно констатировать. Во всяком случае, я рискну зафиксировать именно такую констатацию, с высоты своего опыта и возраста )

Все-таки была какая-то особая магия в лучших советских фильмах эпохи 60-х. "Прощайте, голуби", возможно, первый из ее (магии) образцов.

 

10. Великолепие в траве (США, 1961)

Режиссер: Элиа Казан.

В ролях: Уоррен Битти, Натали Вуд, Пэт Хингл, Одри Кристи, Барбара Лоден, Зора Ламперт.

Американская классика, в которой блистают главная "русская красавица" Голливуда - юная Натали Вуд (несмотря на юный возраст, уже признанная звезда мирового кино) и 100% американец плакатного образца Уоррен Битти (дебют в кино).

Название фильма - цитата из стихотворения Вильяма Вордсворда.

Печальная история новых Ромео и Джульетты, вынужденных уступить под нажимом социально-классовых предрассудков. Несмотря на скучную формулировку в предыдущем предложении, фильм красивый, романтичный и жестокий. Один из лучших в почтенной фильмографии Э.Казана.

9. Yesterday (Польша, 1984)

Режиссер: Радослав Пивоварски.

В ролях: Петр Сивкевич, Анна Казмерчак, Анджей Зелински, Кшиштоф Майгжак, Кристина Фельдман, Генрик Биста, Вальдемар Игначак, Роберт Пехота, Мира Далл.

Классический любовный треугольник на подростковый лад. История любви, дружбы, предательства и всепобеждающей силы искреннего чувства с правдиво-грустным эпилогом.

Несмотря на очевидную социальную и политическую направленность, почти плакатного свойства, фильм о любви юного битломана, по кличке Ринго и ветреной красавицы Ани, не может не тронуть сердце своей искренностью.

8. Дождь (Иран, 2001)

Режиссер: Маджид Маджиди.

В ролях: Хусейн Абадини, Захра Бахрами, Мухаммед Амир Наджи, Аббас Рахим, Голам Али Бахши.

Великий (ничуть не побоюсь этого эпитета) иранский режиссер рассказал миру историю, заставляющую вспомнить самые выдающиеся образцы любовных историй платонического свойства.

7. Романс о влюблённых (СССР, 1974)

Режиссер: Андрей Кончаловский.

В ролях: Евгений Киндинов, Елена Коренева, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Купченко, Елизавета Солодова, Александр Збруев, Владимир Конкин, Роман Громадский, Ия Саввина.

Авангардный фильм для советского кинематографа середины 70-х. Сложный по форме, но простой по сути. История юношеской любви, не выдержавшей испытание жизнью и временем, но дающей светлую надежду на обновление, ибо способный на такие чувства человек не может и не должен опускать руки и пасовать перед жизнью.

Прекрасные песни Александра Градского (первый выход из рок-подполья на всесоюзную арену), чудесный типажи и тонкая актерская работа главных героев (Киндинов, Коренева, Купченко), мощный "второй план" (Ия Саввина, Иннокентий Смоктуновский, Роман Громадский, Александр Збруев), революционный операторский взгляд Пааташвили и "классическая формула успеха" (вечные вопросы на фоне достоверности жизненных реалий определенного времени) обеспечивают знаменитому фильму Кончаловского неугасающий зрительский интерес на все времена.

6. Прекрасный город (Иран, 2004)

Режиссер: Асгар Фархади.

В ролях: Таране Алидости, Бабак Ансари, Фарамаз Гарибян, Хоссейн Фарзизаде.

Один из лучших иранских фильмов, посвящен теме высшей справедливости, мучительного милосердия и возмездия за совершенный грех, но любовная история юных Айлы и Фирузе не теряется на фоне такого мощного изначального посыла. Напротив, именно их нежное и трепетное чувство придает фильму необходимую энергию жизни, избавляя от опасной дидактичности.

Именно "Прекрасный город" сделал меня преданным поклонником режиссерского таланта Асгара Фархади.

5. До свидания, мальчики (СССР, 1964)

Режиссер: Михаил Калик.

В ролях: Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Наталия Богунова, Анна Родионова, Виктория Фёдорова, Ефим Копелян, Алексей Кузнецов, Евгений Перов, Ангелина Степанова.

Подробнее о фильме читайте у меня здесь

4. Машенька (СССР, 1942)

Режиссер: Юлий Райзман.

В ролях: Валентина Караваева, Михаил Кузнецов, Д. Панкратова, Вера Алтайская, Георгий Светлани.

Один из самых трогательных фильмов о любви. Вечная классика. Не знаю даже что добавить. Смотрю этот фильм всю свою жизнь и не перестаю восхищаться.

3. Ромео и Джульетта (Италия, 1968)

Режиссер: Франко Дзеффирелли.

В ролях: Леонард Уайтинг, Оливия Хасси, Джон МакИнери, Майло О'Ши, Пэт Хейвуд.

Экранизация великой трагедии Шекспира - сложнейшая задача для любого режиссера. Даже на театральной сцене за сотни лет удачных воплощений не так много, но великий итальянец Дзеффирелли справился с этой задачей блестяще, сняв свой лучший фильм.

А снять выдающийся фильм на такой литературной основе - гарантия вечности.

2. Влюблённые (СССР, 1969)

Режиссер: Эльёр Ишмухамедов.

В ролях: Родион Нахапетов, Анастасия Вертинская, Рустам Сагдуллаев, Гюзель Апанаева, Карен Хачатурян, Ровшан Агзамов, Сергей Гурзо, Улугбек Салахутдинов.

Для меня это - лучший советский фильм о любви. Здесь присутствует несколько любовных линий, но история Рустама и Гюзаль - это именно история первой любви. Прекрасная, нежная и солнечная история.

И что отдельно важно - счастливая история, каких в моем списке не так много (впрочем, как и в жизни).

1. Шведская история любви (Швеция, 1970)

Режиссер: Рой Андерссон.

В ролях: Анн-Софи Кюлин, Рольф Сольман, Анита Линдблом, Бертиль Норстрём, Леннарт Теллфельдт.

Великий фильм на все времена, о котором вспоминают, к сожалению, только на родине этого шедевра, если не считать международное "экспертное сообщество" (да и то, скорее на фоне многочисленных премий и регалий, которыми, наконец, одарили недавние фильмы Роя Андерссона).

Полнометражный дебют шведского классика. История "ребят с нашего двора", рассказанная подробно, честно и очень тепло. В ней многие узнают самих себя и свою подростковую любовь.

Исполнители главных ролей настолько органичны, что забываешь о том, что "всего-лишь смотришь кино". Это ли не высшая похвала для любого фильма. А когда подобной похвалы удостоен фильм, касающийся столь сложной и тонкой темы, как первая любовь, такая похвала имеет двойную (как минимум) цену, становясь исчерпывающей аттестацией произведения.

Анн-Софи Кюлин больше ничего серьезного в кинематографе не сделала и никаких высот не достигла, но ее изысканная красота (так и просится на язык Ботичелли) и ее нордически сдержанная игра, за которой легко угадывается титаническая пружина подлинных чувств, сделала девушку иконой стиля, а ее образ в этом фильме каноническим.

P.S. Единственное, что мне не нравится в фильме - его название. Картина явно выходит за рамки "местечковости" и безусловно готова нести на себе бремя "всемирности", если вы вспомните мою "формулу классического искусства" :)

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Встряхнув седеющей гривой, Джон очнулся от дремы и прищурил глаза навстречу рассветным лучам Читать...
  • Альбомы
    В новое тысячелетие Лос Лобос вошли с новым звуком Читать...
  • Фильмы
    Все, к чему он так стремился, на что потратил почти всю свою жизнь, теперь представляется ему бессмысленным. А что остается Читать...
  • Книги
    Томас Манн сказал об этой книге: "Читайте, если у вас хватит смелости" Читать...

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »