альбом: Foreign Affairs (1977)
Мне самому кажется это немного неожиданным, но это - моя любимая песня из "раннего" Вэйтса. Внезапный джазовый дуэт с Бетт Мидлер.
Сам для себя не могу определить в чем таится уж прям такое очарование этой, простецкой, казалось бы, песенки. Но влюбился я в нее сразу.
Хотя и предупреждал меня Том, что "только сопляки влюбляются в незнакомок", однако предупреждает он когда уже поздно пить боржоми. К пятому куплету уже не до боржоми точно.
Вроде и мелодии особой не наблюдается. Меланхолично нетрезвый наигрыш на пианине, банальные фигуры саксофона. Всё как-будто в табачной дымке, в полумраке. Атмосфера пустого бара, в четвёртом часу утра ...
Мне это близко ))
Особой вокальной роскоши тоже здесь не найти. Неуклюже рычащий Том и воркующая Бетт отнюдь не рвут связки на пышных фиоритурах.
Том от грубого рычания постепенно и тонко сбавляет обороты, уходя в почти прямой вокал (как на самых ранних альбомах), делая своего персонажа умнее и обаятельней с каждым новым запевом.
Бетт начинает с усталого отшива непрошенного ухажора, но не теряет вкуса к флирту, даже когда "отшивает" парня (вспоминается анекдот про "а не слишком ли быстро я бегу?")) и заканчивает милым воркованием и поцелуем.
Дело у них сладилось, одним словом.
Люблю такие развороты )
Текст - не поэтический шедевр, отнюдь. Обычная бытовая зарисовка из ночной нью-йоркской жизни в не самом богатом районе.
Но ... изначально именно в истории всё дело. Поэтому я даже решил перевести текст полностью (несмотря на полуночную лень). Может пока перевожу - соображу почему я так люблю этот "номер для двоих."
Я НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЮ С НЕЗНАКОМЦАМИБЕТТ:
Бармен, мне Манхэттен, пожалуйста.ТОМ:
Остановите меня, если уже это слышали.
Мне кажется, мы встречались с Вами раньше
Но, возможно, я ошибаюсь.БЕТТ:
И всё потому, что я тебе напомнила
Кого-то, кто был с тобой
Много лет назад?
Ты реально думаешь, что я клюну на эту фигню?
Я не вчера родилась.
И вообще, я не разговариваю с незнакомцами.ТОМ:
Ну... Блин... я не плохой парень,
если узнать меня ближе.
Подумал, что ничего страшного, если я ...БЕТТ:
Слу-у-ушай, а может ты займёшься своими делами?
Обязательно нужно злить меня
своим унылым остроумием?
И вообще, я не разговариваю с незнакомцами.Твоя жизнь - роман из дешёвого секондхэнда.
Этот город кишит такими парнями.
Все вы ищете кого-то, "кто заменил бы её".ТОМ:
Должно быть ты читаешь мою почту.
Ты такая язва потому что тебя бросили.
Вот ты и бухаешь в этом кабаке.ТОМ и БЕТТ:
Только сопляки влюбляются в незнакомцев.БЕТТ:
Всегда приходиться кого-то узнавать, незнакомец.ТОМ:
Может быть, мы стали уже мудрее.БЕТТ:
Да, мотаясь по району
целыми днямиТОМ:
Мы даже не замечаемТОМ и БЕТТ:
Что все мы, в конце концов, просто незнакомцы.
Забываем,
что мы всегда начинаем как незнакомцы
Пока вдруг не заметим,
Что уже не чужие друг для другаБЕТТ:
А не такой уж ты и чурбан )ТОМ:
Ну, конечно, бэйб )
Ничего особенного, но почти любой может вспомнить подобную ситуацию в своей жизни. Такое всегда подкупает, если сделано талантливо и честно. А с этим у Тома проблем нет, как вы понимаете.
Может этим и подкупила меня песенка. Чего умничать-то более? Так и порешим. Подлинность драматургии, искреннее и талантливое исполнение, неожиданность приёма в контексте творчества Вэйтса и прелестный кабацкий джазец за всем этим (именно "за", ибо аккомпанемент идёт с безупречным тактом и вкусом).
И никакого боржоми, действительно не нужно )
***
В том же (1977) году Бетт Мидлер включила "Незнакомцев" в свой альбом "Broken Blossom". Ту же самую версию, что вошла в альбом Тома. Но что интересно - в контексте мидлеровского поп-джаза / софт-рока песня звучит если не банально, то уж точно не так ярко и эффектно как на альбоме Вэйтса, среди его обычных рычалок и хрипелок.
Впрочем, чему здесь удивляться? Чисто констатирую )
Кстати, сейчас подумалось, что несмотря на суперзвёздный статус Бетт Мидлер, у нас её знают плохо, поэтому, наверное, имеет смысл пояснить: на момент записи альбома Том и близко не стоял, с точки зрения этого самого "статуса" с "Божественной Мисс М". Формально это именно Бетт снизошла с облачных эмпирей до дуэта с узко-культовым алкашом, а не "великий гениальный Том Вэйтс осчастливил какую-то зачуханную певичку".
Альбомы Бетт Мидлер (на тот момент их было три) сверкали платиной и золотом. На Бродвее с бешеным успехом шло её сольное шоу (даже два). Её уже приметил Голливуд.
А кто такой был Том Вэйтс в 1977 году для широкой публики? Стрёмный алкаш, как и было сказано.
Мидлер вполне могла помочь одним своим присутствием финансовому успеху альбома и приобретению новой аудитории. Не помогла. Альбом Бетт снова взял платину (кто его сейчас помнит?). Альбом Вэйтса заметили несколько эстетов и радикалов (тоже алкаши, короче).
***
В заключение должен признать, что песню эту выделяю у Тома не один я. Вот и вечно всем недовольный и брюзжащий Роберт Кристго снисходительно её отметил.
А вот Старостин изругал и опустил ниже всех своих плинтусов. Как и ожидалось, впрочем.
Но кто такие Кристго и Старостин? Или даже я? Не в нас дело и не о нас я хотел сказать ))
Песня сыграла важнейшую роль в судьбе самого Вэйтса. Именно она подтолкнула целого Фрэнсиса Форда Копполу на судьбоносный шаг - обратиться к Тому с просьбой о совместной работе над новым фильмом.
Великий и ужасный Коппола, утомлённый "крёстными отцами" и переживший "апокалипсис", после пары лет молчания задумал сделать мюзикл.
У него не было никакого сценария, не было внятной идеи, не было музыки. Просто было желание делать именно музыкальный фильм. Романтичный, лёгкий и светлый. Без гангстеров и психопатов.
Для этого нужен был человек, способный к сторителлингу в музыке и готовый соединить современные музыкальные тенденции с американской традицией мюзикла и новаторской драматургией. Что-то такое, короче.
Изначально планировался для этой цели Вэн Моррисон. Но странный ирландец вежливо отказался (были причины). Потом были еще какие-то кандидатуры, но никто не подходил. Потом пришло отчаяние - Коппола был уже одержим идеей мюзикла, а главного у него не было, не было того, кто станет музыкой.
Спасение пришло от сына-подростка. Юный Джанкарло Коппола, сунул психующему от бессилия отцу пластинку "Foreign Affair" и буркнул: "Послушай это".
Джанкарло трагически погибнет через несколько лет. Он погибнет, катаясь на скоростной лодке с другом. Его друг, пилотировавший катер, решил проскочить между двумя медленно плывущими лодками. Это не было бы проблемой, Гриффин О'Нил (так звали друга, он был сыном знаменитого актёра и сам актёр) всё рассчитано верно. Но он не заметил буксирный трос между лодками. Погиб только Джанкарло. У парня осталась беременная невеста, которая через два месяца, прямо в новогоднюю ночь, родила великому Фрэнсису Форду внучку. Её назвали Джанкарла или просто Джиа. Она тоже стала режиссёром. Сняла пару хороших фильмов и несколько интересных клипов.
А покойного Джанкарло вы можете увидеть в "Крёстном отце" (свидетель на Крещении) и Разговоре" (мальчик в церкви). Вроде бы ещё мелькнул в финале "Бойцовой рыбки".
ФФК начал слушать пластинку. А когда услышал третий трэк, то понял: "О! Оно самое! Именно то, что нужно! Парень с девчулей будут вести подобный диалог и на этом будет выстроен сюжет, в этой тональности всё и будет развиваться".
Дальнейшее - история. С этой прослушки Копполой внезапного дуэта началась для Вэйтса новая жизнь. Жизнь в кино, которое он всегда обожал. Началась дружба с Копполой, а позже с Бабенко и Джармушем. Съёмки в их фильмах, массовое признание, финансовая независимость и всё такое.
Но боржоми я, пожалуй, сейчас выпью. Устал чегой-то.
P.S. А мюзикл ("От всего сердца") получился никудышный ))
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »