The Stranglers - "Golden Brown" (1981)

Пятна Роршаха на золотисто-коричневом вальсе

The Stranglers - "Golden Brown"

альбом: La Folie (1981)

"Золотисто-коричневый" сингл стал самым успешным в их карьере (#2 в Соединённом Королевстве). Многими поклонниками и экспертами признан в качестве самой красивой из песен Стрэнглерз.

 

Однако синглом эта песня стала отнюдь не сразу. В качестве пилотной сорокопятки альбома La Folie ("Безумие" по-французски) была выбрана песня Let Me Introduce You to the Family. Но это не был выбор самих Душителей - на Let Me Introduce настоял менеджмент лейбла EMI, которому Голден Браун категорически не нравилась. Они сослались на её "нетанцевальность" (видимо, вальс как танец в расчёт не брался).

Но скорее всего их смущал текст, однако о тексте поговорим чуть позже.

А Джей Джей Бернел (басисит Душителей) и вовсе был уверен (как признался позже в одном интервью), что EMI, получившие Душителей в качестве нагрузки, вместе с поглощённым ими лейблом Liberty, просто хотели избавиться от ненужной им группы. На EMI панков не особо жаловали, как известно.

"Они были уверены, что песня захлебнётся и утонет, поглощённая Цунами рождественского дерьма. Но она выстояла и победила. Стала мировым хитом" - Джей Джей Бернел.

 

 
 
J.J. Burnell

Но "английский народ решил иначе", и сказал своё веское слово в защиту народных любимцев - красавица Golden Brown, которая даже не выходила отдельным синглом, внезапно стала популярной на радио, её часто заказывали слушатели. Опираясь на "народную" поддержку, музыканты настояли на выходе сингла. Особенно настойчив был барабанщик Джет Блэк, всегда веривший в потенциал этой мелодии.

 
 
Jet Black

Сингл вышел в январе 1982 года и очень быстро взлетел на вторую строчку британского чарта. Выше этой позиции Стрэнглерз не поднимались ни до, ни после.

Кстати, для лейбла EMI этот успех на долгие годы также стал самой высокой чартовой позицией. Справедливость почти восторжествовала.

Почему почти? Потому что в чарте Golden Brown опередила песня The Jam - Town Called Malice, и это произошло не без некоторой подтасовки, мухлежа или ошибки (версии разные ходили, но только в виде слухов и домыслов).

Я в этой разборке копаться не стану, меня она совершенно не волнует, сказать по чести. Просто упоминаю, как элемент легендарной истории знаменитой песни.

Одним словом: Душители восторжествовали и неплохо заработали, бюрократы из EMI - посрамлены, но тоже без барыша не остались. Слушатели и почитатели удовлетворены, хотя и немного потратились. Точка на этом.

Теперь пара слов о структуре самой песни.

Песня родилась из сольных наработок клавишника Дэйва Гринфилда, упражнявшегося на входившем в моду синтезаторе.

 
 
Dave Greenfield

Гринфилд настроил его под клавесин, стал наигрывать некую музыкальную фразу в трёхдольном (вальсовом) размере. Получилось нечто барокко-подобное, напоминающее воздушные мелодии Zombies или Procol Harum образца 67-69.

Пока Дэйв упражнялся, обыгрывая получившуюся тему, Хью Корнуэлл (основной текстовик группы) быстренько накидал стихи. Причём, строчки лились на бумагу с такой скоростью и так вдохновенно, что сложились чуть ли не в поэму. Текст пришлось изрядно оптимизировать, иначе песня не умещалась бы даже в 10-минутный хронометраж.

Метрическая сетка композиции, в итоге, чуть усложнилась (развилась, если угодно): после трёх "вальсовых" тактов звучит такт "блюзовый" (квадратный, если угодно) на 4/4. Это эфемерный дрифт закладывает в музыкальное тесто весьма элегантную изюминку. Золотисто-коричневую изюминку (подбавим и мы витиеватости)).

Теперь про текст, как и обещал. Ибо важно.

С текстом Голден Браун случился небольшой скандал - многие слушатели решили, что в тексте речь идет про героин ("браун" - одно из сленговых названий неочищенного героина).

 Корнуэлл, как автор лирики, долго открещивался от подобных обвинений. У бедового парня Хью были свои резоны открещиваться от подобных инсинуаций. За год до этого его взяли с пакетиком герыча на кармане и он отсидел три месяца в знаменитой тюрьме Пентонвилль.

 
 
Hugh Cornwell

Хью Корнуэлл отмазывался долго и изобретательно. Начал с того, что цвет кожи его тогдашней подруги, якобы имевшей какие-то средиземноморские (предположительно арабские) корни, был именно таким (golden brown), и песня про неё.

Тогдашней подругой Хью была известная актриса и певица Хэзел О’Коннор, у которой, насколько я знаю, нет "никаких арабских корней". Но вполне возможно, что была и другая )

 
 
Hazel O'Connor

Кстати, Хэзел была единственным человеком, который регулярно навещал Корнуэлла во время тюремной отсидки в Пентонвилле

Но такая примитивная разгадка мало кого устроила. Ему не верили. Настаивали на наличии наркоты в тексте, и всё тут. Никаких девочек. Тоже мне, Хампердинк нашёлся!

Тогда Корнуэлл начал выдавать каждый раз новые смыслы и ассоциации. В конце концов он свёл всё к "пятнам Роршаха" - мол каждый увидит своё. Собственно, эта отмазка была самой правильной и грамотной. Даже и не отмазкой, а философским концептом, с которым невозможно спорить, ибо верно априори.

Тест ("пятна") Роршаха - диагностический тест, разработанный швейцарским психиатром Германном Роршахом в 1921 году. Используется для глубокого исследования личности, с целью выявления психических отклонений. "Подопытному" показывают набор специальных картинок, похожих на кляксы, и он должен быстро выдавать первую попавшуюся ассоциацию на увиденное (слово, образ, идею).

 
 
Тест Роршаха

Помните анекдот про "Вы такие неприличные картинки показываете, Доктор"? Вот - оно самое и есть. Пятна Роршаха )

Наконец, в 2001 году, через 10 лет после своего ухода из группы, Хью выдал некое подобие косвенного признания в автобиографической книге The Stranglers Song By Song (2001) :

"Это и про героин, и про девушку. И то, и другое доставило мне массу удовольствий".

 

 
 
-8

Короче, судите сами эти "пятна". Я переведу для вас текст, в меру своих способностей:

Золотисто-коричневая, солнцу подобная
Укладывает меня на лопатки и похищает разум
На всю ночь
Без всякого сопротивления
С ней не соскучишься
И так каждый раз
На её корабле, привязанный к мачте
Уплываю в далёкие края
Взявшись с ней за руки
С ней не соскучишься
Золотисто-коричневая,
прелестная соблазнительница
Сквозь века уводит к закату
Приходит издалека
Остаётся на весь день
С золотисто-коричневой
скука неведома.

 

Чувствую я, что пора остановиться. Резюмирую.

Golden Brown подобна той девчонке, которая "стоит в сторонке, платочек в руках теребя" среди песен Stranglers из их "первой пятилетки" (1977-1981).

Вальсоподобный готик-блюз или (если хотите) готический вальс с блюзовым привкусом смотрится среди ранних песен группы как "девушка в платье из ситца" и на каблуках, в компании грубых подростков, одетых в кеды и рваную джинсу, сплёвывающих на асфальт и сосущих баночное пиво.

Её невинный взгляд устремлён поверх голов, куда-то в неведому даль. Сдаётся мне, что всматривается она в зарницы моего любимого альбома Aural Sculpture (1984), где ей было бы уютней. Но там она, наверное, смотрелась бы не так эффектно.

 
 
-9

Впрочем, это только мой "тест Роршаха". Моя личная ассоциация, не претендующая на догматическую твёрдость. Каждый имеет право на свою трактовку пятна, разумеется.

А на посошок предлагаю вам глянуть видеоклип Golden Brown

 

Клип, как не сложно заметить, старательно и даже построчно разжёвывает именно "арабскую версию" расшифровки текста.

Ну, вроде всё.

Хао!

P.S. Ах, да. Чуть не забыл ещё одно пятно навязчивого швейцарца: golden brown - это ведь и название определённого оттенка краски для волос. Именно такая масть рекламируется на фото, которое я взял в качестве обложки.

Красивое )

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »