Queen - "Tenement Funster"

Несбывшаяся любовь или врождённый иммунитет

 

Из цикла "20 любимых песен 1974 года"

№20. Queen - "Tenement Funster"

- Ну, вот жеж! Вооот. Клёвая же гитарка. Может же и без мяуканья своего, на чистом акустическом звуке красоту изобразить.

Дальше вступил вокал и снова подумалось:

- Ну вот же. Вооот! Без мюзик-холлов своих. Отлично поёт. Приятно слушать.


А дальше ещё круче - напористо вступает ритм-секция, внезапно форсируется вокальная атака и ...БАБАХ - тяжеленный рифак, всё как мы любим ... пробирает меня до мурашек. Какая песня!
Помяукает следом и гитара, но слегонца. Будет и маленький мюзик-холл вокального расклада. Но всё это снова накрывает и нивелирует прото-металлический рифф, а главное - всё это будет в меру.
Останется лишь одна претензия - песня такая короткая. Немного недокрученная что ли. Но даже эта "недокрученность" звякнет ей в кассу дополнительного обаяния.


-----
Теперь, видимо, следует объясниться. Бурный внутренний монолог выше - это моя попытка восстановить примерный ход мыслей при первом прослушивании Sheer Heart Attack.
Было мне в ту весёлую пору 15 лет от роду. На дворе стоял 1976 год. Год, когда прогрессивная ленинградская молодёжь внезапно была инфицирована новым вирусом - "квиномания".
Город на Неве, усилиями удалой питерской фарцы, бравых мореходов и сквалыжных барыг, наводнился новомодной заразой - альбомами Queen. На мою голову в течении пары месяцев ссыпались, один за другим, целых три.

Первой была, восхваляемая на все лады, "Ночь в опере". Потом мне принесли свежайший "День на скачках".
"Ночь" оставила в моём сердце весьма двойственное впечатление. Несомненно блистательный материал не мог не вызвать восторга, но гитарный саунд (местами) и гипертрофированно-пышный, какой-то нарциссический вокал вызывали чувство отторжения.
Видимо, то самое "чувство меры", которое, в моих эстетических настройках, является чуть ли не самым важным качеством при оценке произведения, претендующего на "высокое искусство" (а альбом, безусловно, имел эту претензию), не давало мне полноценно пропитаться восторгом от услышанного. Скорее всего, виной тому отцовские гены.
Я ощущал постоянный эстетический диссонанс слушая "Ночь в опере". Меня словно заманивали в прекрасный сад и обламывали пластмассовыми декорациями, внезапно сменявшими живые деревья.
Но в этом была интрига. Это не могло оставить равнодушным.

"День на скачках" меня оставил, как раз-таки, равнодушным. Там мне не нравилось всё. Невзирая на неоспоримое мастерство музыкантов. Послушал через зевоту, ожидая когда это закончится. Мяукающий гитарные настройки и фиоритурные передозировки утомили быстро. Песни не особо понравились (за единственным исключением, но и оно не спасало).


И вот на мою голову упал следующий, третий по счёту, альбом Queen. Самый ранний из трёх, если говорить о хронологии релизов.

 
 
Несбывшаяся любовь или врождённый иммунитет (Queen - "Tenement Funster")
 

Начал слушать. Как всегда - один в комнате, в темноте. Всё как доктор прописал.
"Брайтон рок" заинтриговал. Гитарного мяуканья вдоволь, но оно не смогло перебить общее впечатление. Это была ураганная штука. Открывашка увлекла. Своим гитарным тур-де-форсом она напомнила мне открывашку цепппелиновского Дома Святых.
"Киллер Квин" восторга не вызвала, но поцокать языком и пощёлкать пальцами в такт заставила. Хитяра. Полноценный и однозначный. Элегантный сарказм и явная самоирония всегда были способны меня обезоружить, при условии высокого качества. За это я готов простить даже "мюзик-холл".
Ну, а дальше ... дальше было именно то, что я описал в самом начале. Квази-фолковая акустическая гитара в интро, балладёрская замануха вокального вступления и резкий прыжок на хард-роковую табуретку. Такие "американские горки" я любил всегда. Люблю и сейчас.

А акустическая гитара в самом начале как-будто предсказала мне будущую любовь к Рою Харперу и Ричарду Томпсону.

Песенка про "Соседа - выпендрёжника" каждый раз вызывает у меня примерно одинаковые эмоции. Люблю как и прежде.
Даже текст переведу, ради такого случая:



Мои новые шузы фиолетового цвета
шокируют соседей по дому.
А мои рок-н-ролльные сорокопятки
бесят тех, кто живёт подо мной.

Тёлочек на раёне мне есть чем охмурять,
стараюсь быть не таким как остальные.
А когда мы играем рокешник в Smokies,
они ритуально выстраиваются в очередь.

Дай мне хорошую гитару
и скажи тогда про мою причёску - позор.
Или добудь мне тачку с открытым верхом
И меня сдует отсюда со скоростью света!

Люблю я по жизни ништяки,
Но даром они не достаются.
И такой расклад режет меня как ножом.
Когда ты молод, то ты непременно беден.
И это сводит с ума.

(перевод - Driver Pete)

Такой себе подростковый бунт на максимальном апломбе. И соответствующее "чувство меры" у "весёлого соседа" )
Согласитесь, мало общего с "Замечательным соседом" Эдиты, нашей Станиславовны (если вы понимаете о чём я).

Надеюсь, что я сумел объяснить свой выбор песни №20 для своего списка. Уверяю вас - выбор был дюже сложный, когда дело коснулось последних 3-4 песен моей двадцатки (как и почти любой другой, впрочем). Ради "Квартиросъёмщика" пришлось отказаться от душераздирающей и дорогой моему сердцу баллады Loved and Lost (Nazareth), с её гипнотизирующим риффом. Отвергнут был знаковый кавер Эрика Клаптона - I Shot the Sherriff, с которого началось всемирное увлечение Бобом Марли.

Пожертвовал я, обливаясь слезами, и любимейшим блюзом Фентона Робинсона - Somebody Loan Me a Dime (хотя и сейчас сомневаюсь в правоте такого решения)).

И ещё много чего хорошего: Nico - You Forget to Answer, Steely Dan - Rikki Don't Lose That Number, Slade - Everyday, John Lennon & Elton John - Whatever Gets You thru the Night, Paper Lace - The Night Chicago Died, LaBelle - Lady Marmalade, John Cale - Fear Is A Man's Best Friend, Cockney Rebel - Mr. Soft, Bozz Scaggs - Slow Dancer, Bachman Turner Overdrive - Taking Care of Business, Traffic - Dream Gerrard, например...

Эх, да что теперь по волосам рыдать. Выбор сделан. Неделю я переслушивал все эти песни. Но мысленное перетягивание каната закончилось победой далеко не самой любимой мной группы. Так тому и быть.
Признаюсь, что важную, если не определяющую роль в моём выборе сыграл тот факт, что песня эта - "скрытое сокровище" внутри диска Sheer Heart Attack ящетаю. Не помню, что бы мне приходилось сталкиваться с её не то что восхвалением, а даже просто упоминанием среди лучших у Квин. Даже среди многочисленных и упёртых квиноманов и квиноведов я такого не помню.
А ведь у квинов одна из самых могучих и многочисленных, самых квалифицированных и эрудированных фанбаз в мире, и в России, в частности.
Вот и решил я заступиться за обиженную скромняжку, которую нежно люблю почти полвека.
Кстати. То, что акустическое интро на гитаре исполнил Джон Дикон (мой любимец в составе Квин) я узнал только лет через 20. Мэй именно тогда в больничке лежал и новые мяукания свои гитарные там изобретал. Пришлось, как всегда, басисту отдуваться )
И то, что вокал там не Фредди, а Роджера я тоже узнал только через много лет.
Наверное, Tenement Funster для меня стала неким виртуальным прообразом того, каким должен был быть ансамбель Квин, чтобы я полюбил его всей душой.

Но парни не захотели пойти мне на встречу. На горе мне и на радость миллионам поклонников, которых я, чесслово, ни в коем случае не хотел задеть или обидеть. Вся эта писанина - моя сугубо личная и предельно субъективная рефлексия. Старческие грёзы о несбывшейся любви. Расценивайте это так.
By the way
А на альбоме про "Сердечный приступ" меня больше ничего особо не увлекло. Разве что Now I'm Here, конечно.
Помню, один мой армейский приятель-квиноман, копая пулемётный окоп, предавался мечтаниям о том, как вернётся домой, и запоёт на весь родной Свердловск именно "Нау Ам Хиа"!
Он тогда заразил меня этим экстатическим миражом)
Не скажу никогда, что альбом Sheer Yeart Attack плох. Замечательный. Наверное.
Просто у меня оказался врождённый иммунитет по отношению к вирусу "квиномания". Бывает такое.

 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »