10 сс - "Feel the Benefit, Pt. 1–3" (1977)

Приглашение к прогрессивному путешествию

10 сс - "Feel the Benefit, Pt. 1–3" (1977)

Альбом Deceptive Bends (1977)

Авторы и вокалисты: Eric Stewart & Graham Gouldman

Если уж говорить о влиянии Битлз и сходстве с ними, то "Оцени всю прелесть" (именно так я рискнул бы перевести название этой композиции) - один из самых интересных примеров данного влияния. Тем боле, что здесь имеется в виду влияние самых "сложносочиненных" битловских вещей: финальное попурри на Эбби РоудA Day in the Life и, пожалуй, She's Leaving Home (это уже касается, в основном, текста).

Если же говорить о "прогрессивности" 10сс, которую часто ставят под сомнение, но не менее часто на ней и настаивают знатоки и теоретики, то данная рок-сюита - самый характерный пример использования группой прогрессивных рок-веяний и арт-роковых приемов.

Сюитная форма (трехчастевая композиция, объединенная единой смысловой и сюжетной концепцией), использование "оркестровки" струнных и духовых инструментов в музыкальной палитре, развернутые гитарные соло, переход от одних стилистических красок к другим и обратно (рок-баллада, латино, арт-рок) - все это, казалось бы, дает возможность с полным правом "обвинить" 10сс в "прогрессивности", но ...

Все эти приемы 10сс нарочито упрощают и "понижают" до уровня light, дабы не терять чувственную связь с аудиторией, не напрягая их восприятие излишней нотной или смысловой загроможденностью, удерживая композицию в рамках привычного поп-мелодизма и сбалансированного аудио-комфорта. В этом тоже можно без труда уловить связь с Битлз.

Сюжет песни - приглашение юной девы к романтическому путешествию в Латинскую Америку на трансатлантическом лайнере "Квин Мэри", соблазнительное предложение - "оценить всю прелесть" такого вояжа и связанных с ним "кайфов". Подобная коллизия автоматически диктует именно этот музыкальный формат: лайт-прог.

Ни шагу в сторону бОльшего усложнения, но и возможность топтания на носовом платке стандартной поп-песенки музыканты тоже для себя отвергают. Они гармонично переплетают два совершенно противоположных музыкальных подхода: поп и прог. Результат можно оценивать по-разному, но такая стилистика безусловно органична для самих музыкантов. Они трепетно относятся к мелодии, не давая ей утонуть в потоках оркестровых пассажей или инструментального выдрючивания солистов. В этом плане, очень характерный момент - сдвоенное гитарное соло в финале. Казалось бы - такой экспрессивный прием, такие гитарные страсти можно было бы развернуть, такое "не хо-хо, а ого-го" отчебучить, но у 10сс все подчинятся общему настроению, мелодии и выбранному стилистическому вектору. Инструментальная кода не бравирует техническими вывертами, переключением скоростных режимов или эффектными "дуэльными" перестрелками. Гитары звучат предельно мелодично и выверенно, а в конце обрываются самым неожиданным для слушателя образом - в этом и есть "эффект". Образцовый эффект безупречного чутья и вкуса - закончить таким резким "обрезом" композицию, а с ней и весь альбом.

В заключение, пара слов о самом альбоме.

Deceptive Bends я, как и многие, считаю лучшим у группы и этот факт не может не удивлять. Дело в том, что записывался он в момент, когда 10сс, казалось, уже дышали на ладан после ухода Кевина Годли и Лола Крима. Потеряв половину квартета, оставшиеся в строю Стюарт и Гулдман все-таки решились записать очередной альбом под маркой 10сс.

На тот момент были отрепетированы и обкатаны в концертных программах только две песни. Но Эрик и Грэм рискнули, пригласили барабанщика Пола Берджеса (Paul Burgess, для которого этот альбом стал студийным дебютом и, как оказалось, блистательным стартом впечатляющей карьеры - впереди было сотрудничество с Jethro Tull, Camel, Magna Carts и мн.др.) и втроем записали великолепный альбом.

Впрочем, пора послушать композицию, которая вызвала такой поток букв с моей стороны )

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »