ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН / A Clockwork Orange
(Англия - США, 1971, режиссёр - Стэнли Кубрик, в гл.роли - Малколм МакДауэлл)
Отнюдь не однозначное у меня отношение к этому фильму.
Не люблю я его, не считаю лучшим у великого Кубрика. Меня, местами отталкивает идейно-философский посыл, местами раздражает лобовой символизм картины и я не приемлю подобную эстетизация гопничества.
Но фильму не откажешь в несомненной профетичности.
Режиссура Кубрика, как всегда, вне времени и вне упреков - она виртуозна.
МакДауэлл в главной роли гениален, как тут ни крути.
Особое место в фильме занимает саундтрек Волтера Карлоса, перелицевавшего Бетховена, Россини и проч. в электронном ключе. Этот прием то пугает, то веселит, в зависимости от режиссерской необходимости. Иногда пугает и веселит одновременно.
Все-таки изготовить из нафталина музыкальной классики важный элемент футуро- дизайна картины - это надо быть Кубриком. Причем, Кубриком в расцвете.
А вот Пинк Флойд совершили, по-моему, серьёзную ошибку, когда отказались продать создателям "Заводного Апельсина" права на композицию Atom Heart Mother.
Проще говоря, достоинства фильма несомненны. Здесь и обсуждать особо нечего. Только констатировать.
Но, на мой взгляд, первая ( "сюрреалистическая") часть фильма явно превосходит вторую ("реалистическую"). Картина выходит на прежний художественный уровень лишь в зловещем финале.
Само-собой, "Заводной Апельсин" - фильм, обязательный к просмотру для любого киномана.
BTW: Сам я про фильм узнал, когда мне было 13 лет (1974), из книги некогда знаменитого советского журналиста и политолога Юрия Жукова - "Алекс и другие". Там же я впервые прочитал и про "Соломенных псов", кстати.
Показывать нам тогда такие фильмы не решались, зато рассказывали о них подробно и со вкусом. В этом тоже была какая-то своя, странная и чарующая, советская сюрреалистичность. Нас вроде бы хотели напугать и отвратить от подобного кино, а эффект получался прямо противоположным.
Но, кстати, в той, пропагандистской по сути, книге Жуковым был дан очень подробный и толковый анализ произведения. Самое интересное, что во-многом я с ним вынужден нынче согласиться. Если отбросить пропагандистские штампы политобозревателя газеты "Правда", то Юрий Николаевич зрил в корень.
P.S. И всё-таки, больше всего в фильме мне нравятся интерьеры! Наиболее занятные, как раз, сосредоточены в первой трети фильма.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »