(Франция, 2007, реж. Филип Клодель, в гл.ролях: К.Скотт Томас, Э.Зильберштейн)
Опустошённая и потерявшая всякий вкус к жизни Жюльет находится на грани если не полного безумия, то прогрессирующего аутизма. В таком состоянии она выходит из тюрьмы, где провела 15 лет за совершённое (или несовершённое?) ей страшное преступление.
Выходит, чтобы поселиться в доме родной сестры. С сестрой они совершенно чужие люди, у сестры своя семья ...
Таков зачин потрясающего фильма, который не сможет оставить равнодушным никого.
Филип Клодель сумел добиться такого погружения в судьбу и психологическое состояние таинственной женщины, что не всякому матёрому детективщику удаётся, несмотря на то, что жанрово эта картина относится скорее к психодраме. А ведь для Клоделя это был первый фильм в качестве режиссёра-постановщика. До этого он был известен как интересный писатель и добротный сценарист. Первый его роман был опубликован, Клоделю было уже 37, а первый фильм он поставил в 45. Отнюдь не ранний дебют, согласитесь.
А где же и кем он был до этого? Как бы спросите вы, и я отвечу: Клодель был преподавателем французского языка. Причём, в течении дюжины лет он преподавал в тюрьме города Нанси, а 4 года учил детей-инвалидов в специализированном заведении. И это не просто факты его биографии. Это ключ к разгадке этого фильма.
Почему ключ именно такой, и отчего фильм непременно об этом?
Спойлеров не будет, не ждите. Всё поймёте когда посмотрите, а я вернусь к фильму, точнее к оценке его достоинств.
Таковыми я считаю: напряжённый психологизм, глубина характеров и важность поднимаемых вопросов. Плюс великолепная музыка.
Но самое главное из достоинств этой картины - фантастическая игра Кристин Скотт Томас, которая заслужено была отмечена европейской кинопремией "Феликс" за роль Жюльет.
Игра Веры Зильберштейн в роли младшей сестры главной героини тоже справедливо была отмечена всяческими премиями и номинациями.
Их потрясающий тандем - явление выдающееся, оно сделало фильм кинематографическим событием года (как минимум).
Да и второстепенные персонажи здесь играют на высочайшем уровне, обеспечивая камерную, по сути, историю полифоничным и идеально скомпонованным бэкграундом.
"Я так давно тебя люблю" - это фильм-очищение, исполненный почти античного трагизма. Катарсис неумолимо вызревает и сгущается ... тем неожиданнее, становится понимание, что фильм, на самом деле, оптимистичный по своему посылу и светлый по настроению. Это кино о любви и прощении.
Параллельно с катарсическим саспенсом вызревает и смутное ощущение теплящейся надежды. Из тонких переливов этой дуальности, в сплетении эмоциональных и сюжетных ниточек, выткан один из лучших европейских фильмов десятилетия.
Лично я нашёл только один недостаток в дебютной картине Клоделя - финал не соответствует тому саспенсу, который держался. Временами сознательно затушёвываясь в бытовухе, затем внезапно подводя к краю метафизической бездны, саспенс, этот самый, держался до самого конца.
А в конце ... смотрите сами. Может быть вы поймёте, больше и глубже, нежели я грешный.
Но, несмотря на смазанный финал, фильм вызывает нешуточные эмоции и размышления, которые искупают (для меня) все недостатки финала.
P/S/ в моём личном рейтинге "Я так давно тебя люблю" входит в пятёрку лучших французских фильмов первого десятилетия XXI века.
Остальные четыре фильма (если кому-то интересно)) таковы:
Хористы (2004, Кристоф Баратье)
Дьяволы (2002, Кристоф Ружжиа)
Напарник (2004, Филип Лиоре)
Хвала любви (2001, Жан-Люк Годар)
На этот фильм я никаких отзывов не писал и вряд ли когда-нибудь соберусь, но в списке он, разумеется, неслучаен. Скажу коротко: это самый элегантный и, возможно, самый красивый фильм великого циника и смутьяна. И это самый неожиданный, самый "негодаровский" фильм Годара. Таково моё мнение. Очень похоже на то, что это последний шедевр нашего Жана и, одновременно, Люка.