ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УБИЙСТВЕ / Salinui chueok
(Южная Корея, 2003, реж. Бон Джун-хо)
Я долго сопротивлялся охватившему мир ажиотажу по поводу корейского кино. Но, в конце концов, врождённая любознательность победила возрастной скепсис. Немаловажную роль в этом сыграл и пресловутый "список Тарантино". Знатный пиарщик - Квентин сумел меня соблазнить.
"В.О.У." был единственным фильмом из его списка, который я не смотрел, а степень восхвалений по поводу этой картины со стороны Квентина была такой, что устоять я не смог.
И не пожалел потом об этом ни разу, ибо увидел самый настоящий кино-шедевр. Чтобы уже закончить с этим "списком" скажу, что подобное определение я могу употребить только к ещё одному фильму из списка - "Догвилль", но даже его я поставил бы чутка пониже того, о котором попытаюсь сейчас коротко рассказать.
Фильм основан на реальной истории поисков "хвасонгского маньяка" - первого (зафиксированного официально) серийного убийцы в истории Кореи. Действие происходит в конце 80х.
Сразу скажу, что едва ли не самое главное достоинство картины - невероятная достоверность в показе "ментовских" будней и специфики работы уголовного розыска. Ни один другой из известных мне фильмов не может потягаться в этом с "Воспоминанием об убйистве".
Менты во всём мире примерно одинаковые, судя по всему, и те, кто действуют в этой картине, пугают своим сходством с теми, кого лично мне приходилось знать и много общаться в "лихих 90-х" (именно на бытовом уровне, так уж случилось в жизни вашего покорного слуги).
Не очень умные, не бог весть какие профессионалы, не отягощённые излишним моральном багажом, крепко пьющие, неустроенные в личной жизни вечные жертвы обстоятельств, которых "среда заела".
Подчеркну ещё раз - речь идёт конкретно о "сыскарях" и "операх", а не об уличных обиралах из патрульной службы или участковых инспекторах.
Вот и эти корейские пинкертоны много пьют, частенько "расслабляются" в дешёвых кабаках, где поют караоке, дерутся, блюют, потом уныло спариваются с не самыми красивыми женщинами и снова возвращаются к осточертевшим "будням уголовного розыска" с их мелкой шпаной, кафкианским океаном бессмысленной писанины и тяжелейшим нервным напряжением, грозящим сорвать резьбу в любой момент.
От будней моих питерских друзей - оперов всё это отличается только тем, что пьют они (корейцы) сочжу, а не водку, едят жаренную собачатину, а не шаверму (хотя сдаётся мне, что содержимое шавермы тоже слегка "корейского свойства") и спят не с золотозубыми крашенными блондинками, а с тёмноволосыми кореянками, но из той же среды мелких торговок и уличных шлюх.
И вот, когда в городе начинается "серия", то именно парочке таких оболдуев поручается сложнейшее расследование, требующее специфических знаний и умений (суперпрофессионализма, одним словом).
Других сыщиков в городе просто нет. Они - лучшие.
Один из них, который постарше и похитрее (хитрость - ум дурака, как известно), маскирует свою профессиональную несостоятельность якобы имеющимися у него экстрасенсорными способностями "видеть преступника насквозь".
Второй и вовсе ничего не маскирует, он на подхвате, его работа - метелить "клиента" пока тот не даст признательные показания.
Так они и работают. Избиение, подлог, туповатое психологическое давление - таков немудрящий ассортимент энергичной парочки стражей порядка. Используя такие "передовые методы" сыска, они очень быстро находят "маньяка". Им (само-собой) оказывается беззащитный деревенский дурачок. Дело сделано, как им кажется ...
Однако, не стану увлекаться дальнейшим пересказом фабулы, дабы не быть мерзавцем-спойлером, скажу лишь, что дурачок станет лишь первым в цепочке неудачных версий. На помощь двум раздолбаям из столицы приедет молодой и честолюбивый красавец-аналитик, не им чета. Этот берётся за дело уже куда более профессионально. К своим провинциальным коллегам этот парень относится с брезгливым презрением.
Отвращение вызывает у него их внешний вид, их образ жизни, их тупорылые "методы расследования". Сможет ли он найти злодея? А вот не скажу ...
Вот ведь какая штука - менты в этом фильме сначала вызывают лёгкое недоумение, потом - омерзение, ближе к середине - уже искреннее сочувствие, в конце - любовь к этим людям, которые вынуждены, не имея достаточных сил и средств, не умея порой даже объяснить друг другу своих элементарных соображений, противостоять Вселенскому Злу, которое выбрало их захолустье для своей очередной потехи.
Жалкие неумёхи вдруг чётко осознают главное - они единственная надежда на защиту у несчастных сограждан. И это осознание движет ими, заставляет грызть землю зубами, рвать жилы и выжигать мозг в попытках разгадать жуткую загадку и спасти, оградить, найти, наказать.
Это осознание превращает жалких неумёх в мужчин, которые достойны самого большого уважения. Эти несчастные менты, ближе к концу фильма, становятся для меня бОльшим символом мужества, чем все лощённые супермены из сказочек про всепобеждающих и всех разоблачающих, неподкупных и непобедимых Мистеров Понту Полные Штаны, стреляющих без промаха и сажающих маньяков в тюрьму пачками.
Эти корейцы - настоящие, они из плоти и крови. Им больно и страшно. Но они делают всё, что могут и то, что должны делать. Делают как умеют.
Я никогда не назвал бы картину шедевром, если бы всё в ней свелось только к детективной головоломке (а она есть и ещё какая!). "Воспоминания об убийстве" развиваются неспешно и основательно. Развитие осуществляется рукой очень серьёзного мастера. Детектив перетекает в ментовскую комедию, потом наполняется серьёзной социальной драмой и даже выходит на уровень политического памфлета. Потом фильм снова возвращается к детективным истокам, но уже на уровне напряжённейшего триллера и опять ныряет в бытовуху, чтобы в финале (одном из самых эффектных, из известных мне в мировом кино) вырасти до подлинной философской трагедии рока, уровня Шекспира или Софокла. И я вовсе не шучу сейчас.
Великий режиссёр это тот, кто умеет сделать начало фильма таким, чтобы зритель заинтересовался, а конец таким, чтобы зритель после него ещё несколько часов собирал мозги в кучу и думал: что это было?
Этот фильм ни один посмотревший его человек уже точно не забудет, а очень многие захотят к нему вернуться. Некоторые - вернуться ещё не раз.
Ни одного изъяна в этой картине я найти не смог. Режиссура - 5+. Операторская работа - см. режиссура. Сценарий - разве что ещё один плюсик добавить. Актёрские работы - они не играют, они живут (уж простите за банальный оборот, но здесь он уместен больше, чем где либо).
Фильм твёрдо занял одно из главных мест в моём рейтинге фильмов "нулевых", не затеряется он и в рейтинге "всех времён и народов", а в жанровом рейтинге, на сегодняшний день, он у меня столкнёт с пьедестала всех. Даже любимое "Молчание ягнят".
Кроме того, "В.О.У." стал катализатором моего интереса к современному корейскому кино, в своё время, и за это ему тоже спасибо, ибо там я нашёл ещё много интересного. Чего и вам желаю.
P.S. Всем поклонникам финчеровского "Зодиака" - смотреть и сравнивать.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »