ВАЛЬСИРУЮЩИЕ / Les Valseuses

                                            ВАЛЬСИРУЮЩИЕ / Les Valseuses
(Франция, 1974, Бертран Блие, в гл.ролях: Жерар Депардье, Патрик Девэр, Миу-Миу, Изабель Юппер, Жанна Моро)

В конце 60-х Бертран снял три в меру экспериментальных фильма. Широкой известности те картины не получили, и он, находясь в возрасте "чуть за тридцать", решил экранизировать собственный скандальный роман.

Этим фильмом Блие заставил, наконец, заговорить о себе громко, бурно и всерьез. Настолько всерьез и так бурно, что разговоры о "Вальсирующих" не смолкают по сей день.
Наглые "Вальсирующие" взбаламутили то унылое болото, в которое превратилось к середине 70х французское кино.

К тому времени бывшие бунтари, создавшие славу "новой французской волне" 60х (Годар, Рене, Трюффо, Маль и др.), окончательно погрязли в формотворчестве. Одни из них блуждали в джунглях навязчивого экзистенциализма, другие путались в сетях нудного (авто)психоанализа, а третьи увязли "в поисках утерянного времени" или нежились "под сенью девушек в цвету". 

 "Рассерженный" Бертран Блие принципиально отказался от изысканной формы и от интеллигентской рефлексии. В сравнении с поздними опусами отяжелевших мэтров "нувель вог", "Вальсирующие" - простое до примитивности кино про "парней с окраины". Эти оболтусы совершенно не похожи на героев Трюффо, Годара  и Рене.
 Блие пригласил на главные роли молодых, совершенно неизвестных широкой публике, актёров экспериментального театра "Кафе де ла Гар": Жерар Депардье, Патрик Девэр и Миу-Миу + примкнувшая к ним, ещё более юная, Изабель Юппер.

Эти четверо после выхода "Вальсирующих" моментально станут лицом французского кинематографа и останутся таковым на долгие годы.
Трое из них - Депардье, Миу-Миу, Юппер - сохраняют свои ведущие позиции и сегодня, а вот судьба Девэра  (моего любимого французского актёра) сложилась трагически. Патрик покончит с собой в возраcте 36, всего через 8 лет после выхода "Вальсирующих", на пике карьеры, снявшись к тому времени в двух десятках картин разного уровня - от стандартных боевиков и политических детективов типа "Прощай, полицейский" до "скрытых шедевров" типа "Лучший способ маршировки".

Мелькнула в фильме и 27-летняя, но давно известная, Брижжит Фоссе. Ее появление можно, в какой- то мере, расценить как привет "французской классике". Ведь Фоссе дебютировал еще в 5-летнем возрасте, сыграв главную (!) роль в мрачной послевоенной картине великого Рене Клемана - "Запрещенные игры". Кто смотрел, тот вряд ли забудет те похоронные игры очаровательной девочки. Но в эпатажном фильме Блие девочку Фоссе использует совсем иначе. Можно даже сказать - "оскверняют великую классику". 

Можно как "привет Годару" расценить и имя персонажа Патрика Девэра - Пьеро (как тут не вспомнить "Безумного Пьеро").

Будет и еще один привет классике и "нувель вог" одновременно - Жанна Моро, любимица тех самых Маля и Трюффо
 Гениальная Жанна исполняет здесь очень важную (хотя и не очень большую по хронометражу) роль . Она перекидывает трепетный "мостик" от великого французского кино 60х в новое время и своей игрой подчеркивает принципиальное различие почерка Блие от великих предшественников. Она среди "Вальсирующих" - инородное и прекрасное тело (обнаженное, время от времени)). Но, в тоже время, она духовно и душевно близка к ним, как никто другой, во всем мире.
Эпизод с Моро несколько выпадает из общей стилистики, однако это "выпадение" и становится в итоге блистательным мазком великого художника, без которого картине не хватало бы настоящей глубины, нмв.   
 Присутствие Моро в фильме символично, а игрой своей она почти затмила новых звёзд. Во всяком случае, на её фоне парочка Д-Д смотрится, как пара уставших от игрищ волчат, прильнувшие к сосцам волчицы. Как пара заблудившихся в лесу дитенышей - найденышей, обогретых чужой мамкой в ее уютном логове.
 Посмотрите фильм и поймёте оправданность моей рискованной метафоры, которая и не метафора вовсе :)
Блие вообще в этом фильме рискует часто и делает это увлеченно.
 

Главным, если не единственным, художественным приёмом в этом фильме стал эпатаж. "Вальсирующие"  эпатажны настолько, что до сих пор является образцом фраппирования обывательского сознания.
 Блие умудряется издеваться даже над собственным эпатажем. Он издевается над поклонниками эпатирования, как приёма.
Блие легко уходя от любых штампов, неожиданно меняет интонации и акценты на противоположные и обратно.

 При этом, позиция автора предельно отстранена и нейтральна, зритель её фактически не может уловить. Никаких моральных оценок, никакой дидактики.
В романе, кстати, всё несколько иначе - авторская позиция там читается явно и недвусмысленно.
 

Оставленный без авторской моральной опеки, зритель вынужден сам определяться в своём отношении к происходящему на экране. Самому приходится формировать оценку "вальсирующих" героев.
 Кто они? Омерзительные убийцы, насильники и грабители, отмороженные "мудаки" (именно таков правильный перевод слэнгового понятия, вынесенного в заголовок романа и фильма)? Эти парни - циничные беспредельщики или запутавшиеся в  стихийном бунте обаятельные шалопаи?


 Для принятия обеих позиций Блие даёт в фильме достаточно аргументов и вполне убедительно их оформляет. Но режиссер не вмешивается напрямую в работу зрительского сознания. Все эти режиссерские приемчики-подсказки выброшены Блие на свалку как ненужное старье.

"Вальсирующих" каждый должен оценивать самостоятельно. Без подсказок и авторского навязывания. Это еще одна составная часть эпатажа.

   "Болото" французского кино Блие взбаламутил изрядно. С этой задачей  "Вальсирующие" справились отменно.
Взбаламутил изрядно, но ненадолго. Тина затянула прореху довольно быстро.
Блие ещё долго придется своими фильмами баламутить "болото" почти в одиночку.

 Тем не менее, "Вальсирующие" оказались плеймейкерским "пасом в будущее". Через десяток лет новое поколение французских режиссёров - бунтарей (Анно, Каракс, Кассовиц, Беннекс, Широ) поднимет "Мудаков" на своё знамя. Фильм Блие станет для них эталоном и ориентиром.
Фильм Блие - своеобразный "Броненосец Потёмкин" нового французского кино, появившегося в конце 80х.

P.S. Музыку к "Мудакам" написал великий Стефан Граппелли. Опытному меломану это имя говорит само за себя. Саундтрек фильма под стать актёрской игре, а актёрская игра в нём близка к совершенству.

P.P.S.
Привожу цитату, которой начинается роман Блие. Она, как мне кажется, идеально передаёт идею и настроение "Вальсирующих":

«Если угодно знать, мы – мудаки.
Все началось с того, что мы стибрили машину, просто так, чтобы немного прошвырнуться. Нам нечего было делать в субботу. В субботу всегда нечего делать. Как и в воскресенье, кстати сказать. В кино мы не ходим, девчонки здесь сплошные лахудры, да еще на них нужны бабки, а их у нас никогда не было… Мотор заработал сходу. Стрелка показала, что бак полон. Если решиться, то можно и до Парижа добраться. На такой штуковине – раз плюнуть! Особенно ночью по пустому шоссе. Пулей бы долетели. К восходу солнца были бы на месте… Но ведь мы же – мудаки! Вместо того, чтобы устроить себе настоящее развлечение, мы решили не рисковать и скатать по соседству в Нарбонн-Пляж. Скажете, проявили осторожность? А оказалось, вляпались по уши.
Пьеро хотел искупаться. Я тоже. Мы с Пьеро всегда заодно, особенно если есть шанс облажаться».

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »