В УКРОМНОМ МЕСТЕ / In a Lonely Place

В УКРОМНОМ МЕСТЕ / In a Lonely Place

(США, 1950)

Режиссер - Николас Рей

В ролях: Хэмфри Богарт, Глория Грэм, Фрэнк Лавджой, Карл Бентон Рейд, Арт Смит, Марта Стюарт

"В укромном месте" считается классикой "золотой эпохи" нуара в Голливуде.

Кстати, мне не очень нравится такой вариант перевода названия, ибо, на мой взгляд, более подходил бы вариант, связанный с одиночеством или уединением - 
Но "наши ученые", а если быть более точным, то внимательные зрители, без труда заметят, что In A Lonely Place - это, скорее, любовная драма, которая прячет свое восхитительное тельце под прозрачный и почти невесомый "пеньюар от нуар".

Детективная интрига фильма проходит бэкграундом к основной (любовной, разумеется) сюжетной линии и звучит весьма невнятно. Атмосфера мрачная и романтическая одновременно. Главная героиня - с характером и блестящей внешностью, но на фам фаталь не тянет (уж слишком положительна), главный герой циничен и разочарован в жизни, по законам жанра, но чувуствуется и в персонаже Богарта надлом, граничащий с надрывом ...

И вот в надломе этом, пожалуй, всё и дело. Если еще внимательней присмотреться к нему (а такую возможность режиссер дает в полной мере - психологическая проработка характера главгероя выполнена рельефно и скурпулезно), то открывается еще один секрет этой картины - она о человеке из числа тех, кого вслед за Хэмингуэем и Гертрудой Стайн, принято называть "потерянное поколение". Этот парень словно инсталлирован в картину из романов того самого Хэма или Ремарка, он несет в себе тайну, связанную с пост-военным синдромом (суть ее нам так и не откроют).

Парень ушёл на войну романтиком и идеалистом, а вернулся циником и дебоширом. Его психика надломлена, его личность травмирована. В итоге, фильм получается именно об этом синдроме, если смотреть внимательно, а это уже то, что следует квалифицировать как "экзистенциальная драма", это уже територия Бергмана и Антониони, которые присядут на кино-трон только через десяток (без малого) лет и воцарятся на нём вплоть до наступления нового тысячелетия в качестве властителей дум и законодателей высокого стиля.
 Возможно, что именно эта стилистическая обманка и жанровая многослойность не позволили зрителям и критикам сразу разглядеть подлинное значение и ценность этого фильма. Но эти же особенности "Укромного места" создали и предпосылку для того, чтобы картина оставалась вечно актуальной, достигнув статуса "скрытого" кино-шедевра на все времена, уверенно набирающего очки на протяжении 60 лет, забираясь в рейтингах все выше и выше.
Этот шаг от нуара в сторону экзистенциализма позволил главному кино-революционеру будущего десятилетия - Жану-Люку Годару написать: "Кино — это Николас Рэй".

Да и, не раз уже мной упомянутый здесь, "внимательный" (и добавлю - эрудированный)) зритель без труда обнаружит в детальной проработке психологических нюансов, в длинных планах, в глубинных мизансценах, и прочих особенностях кино-языка Николаса Рэя, биение того пульса, ритм которого станет фундаментом для французской "новой волны" и самого Годара, как ее лидера и идеолога.
 Объективности ради, не могу не отметить, что не мало в фильме и таких моментов, которые смотрятся сейчас неким анохронизмом, но это, скорее, дань продюсерам и зрителям, которую в 1950 Николас Рэй еще вынужден был платить за возможность снимать "новое кино". А то, что он стал одной из главных предтеч "нового кино" и его пророком, в этом я (обнявшись с Годаром для виртуального брудершафта)) сомнений не имею.


 Не могу не сказать пару слов о кастинге. То, что роль неуравновешенного сценариста Диксона Стила должен был сыгарть Хэмфри Богарт, это было требование компании и поводов отказываться от такого кадрового решения у Рэя, я полагаю, не было, тем более, что они уже имели успешный опыт совместной работы на предыдущей картине Рэя ("Стучись в любую дверь" - 1949).
 Более того, лично я считаю эту роль лучшей в монументальной карьере голливудского идола. Я далеко не фанат Богарта, но здесь он абсолютно на месте и игра его не вызывает ничего, кроме искреннего восхищения.

Говорят, что здесь Богарт больше всего похож на самого себя в жизни. А ещё говорят, что Николас Рэй лепил этот образ как свой автопортрет. Необузданный Диксон Сил - его альтер-эго. Предтеча "Бунтаря без причины".

 В итоге мы имеем: актерская работа Хэмфри Богарта, достойная Оскара, хотя ее не было даже в числе номинаций. Оскар тогда получил Хосе Феррер за роль Сирано в очередной экранизации легендарной пьесы Ростана ("Сирано де Бержерак" - 1950, режиссер - Майкл Гордон). Кто-нибудь помнит такой фильм?)).
Впрочем, общепризнанный ныне шедевр - "В укромном месте" пролетел тогда мимо всех оскаровских номинаций, "академики" его просто не заметили.
И тем не менее - 100% попадание с выбором артиста на главную роль.

А вот с главной женской ролью вышел небольшой скандальчик: роль начинающей и не очень удачливой актрисы Лорен Грэй продюсеры и руководство Каламбия Пикчерз, сценаристы и (разумеется) сам Хэмфри Богарт изачально отдавали Лорен Бэкол - жене Богарта, но здесь Рэй заупрямился и пошел на конфликт. Тому были сразу две веских причины:
1. Художественный аспект: дуэт Богарт-Бэкол, на тот момент, был уже абсолютным голливудским штампом, предсказуемым и многократно использованным прежде: Иметь и не иметь - 1944, Глубокий сон - 1946, Черная полоса - 1947, Ки Ларго - 1948 (3 из 4 картин - классика нуара). На это Николас Рэй пойти не мог ни за какие продюсерские коврижки. Он скорее отказался бы от постановки, чем занялся штампокой. В конце концов, именно этим (отказ подчиняться правилам) и закончится его карьера в Голливуде, но это уже отдельная история и случится это лишь спустя дюжину лет.

2. Личный аспект: у Рэя и своя жена имелась - красавица Глория Грэм. Молодая и амбициозная жена, которой и самой позарез нужна была прорывная роль, дающая возможность блеснуть и утвердиться на голливудском Олимпе. Иначе какой смысл в муже-режиссёре? Сами -то посудите.

Глория давила на Рэя. Она полагала, что муж обязан посодействовать уже и ей в становлении карьеры (а как иначе?). Их отношения и так уже были на грани развода. Утверждение Глории Грэм на главную роль было для брака Николаса Рэя вопросом жизненно - важным.
И Рэй добился своего - роль отдали его настойчивой супруге.

В результате Глория Грэм сыграла отлично, она смотрелась эротично и свежо на фоне стареющего, но не растерявшего шарм, Богарта. Однако, эта роль эпохальной не для карьеры Глории не стала. Свой звездный час она получит чуть позже, снявшись ещё в нескольких нуарах. А заслуженный Оскар (женская роль второго плана) ей принесет драма "Злые и красивые" - 1952.

 Брак режиссера был временно спасен, но через два года все-таки развалился окончательно. И всё же, свой "великий фильм" они сделать успели.
На этом пожелаю вам приятного просмотра, я свое дело сделал, как умел, и надеюсь, что зародил некоторый интерес в тех, кто картину еще не видел или желание пересмотреть ее еще раз у тех, кто с ней был знаком до того, как рискнул прочесть мою писанину.

Driver Pete, декабрь, 2016.

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »