УДАРЫ СУДЬБЫ / Razone
(Дания, 2006, режиссёр: Кристиан Е. Кристиансен)
"Самый бездарный возраст!" - сказала когда-то героиня любимого фильма моего детства о подростках (сама будучи ребёнком).
"И самый отвратительный!" - подумал я тогда в ответ (будучи учеником первого класса, но уже отлично знакомым с замашками тинейджеров).
Эта моя оценка нисколько не изменилась (скорее усугубилась), когда я сам перешёл в эту возрастную категорию. Она не изменилась и когда я повзрослел, остается такой же и по сию пору. Разве что, с годами к ней стала прибавляться и жалость. Чем дальше, тем жальче мне было подростков.
Именно этот эмоциональный микс, когда доминировать начинает то жалость, то отвращение, но сами составляющие коктейля неизменны, стал основной нотой в послевкусии от этого фильма.
Они отвратительны. Но как же их жалко!
Бесшабашный квартет разудалых девиц, которым бунт гормонов заменяет мозговую деятельность, напускной щенячий цинизм - личностную значимость, а культ силы и законы стаи определяют место в иерархии - главные героини этой картины.
Они живут под девизом: "В жизни надо всё попробовать!" и руководствуются неписанным кодексом малолетних беспредельщиков, которым сам чёрт не брат.
И они пробуют. И брат их - чёрт.
И в той жизни, которую они выбрали, в той системе координат, которая им дорога, в этой "пищевой цепочке" от "элиты" до "изгоя" - один шаг. Достаточно того, что кто-то пустил о тебе сплетню. Достаточно того, что ты проявил "слабость" в виде элементарного человеческого чувства или зрелого рассудочного понимания ситуации и всё - тебя гонят, ату тебя, тебя можно (и нужно) гнобить по-полной. Желательно, до больничной палаты и полной потери человеческого достоинства.
Такова немудрящая суть этого хорошего кино, которое получило множество престижных номинаций на самые разные кино-премии.
А теперь внимание. Я открою вам маленькую тайну, о которой по-моему ещё никто не написал (я не нашёл ничего на этот счёт, во всяком случае): пройдёт два года после выхода Razone и некая Валерия Гай-Германика, которая нынче считается чуть ли не главной надеждой российского кино, снимет фильм "Все умрут, а я останусь",
где повторит не только тему, но и многие сюжетные ходы датской картины, её интонации и кино-стилистику (съёмки с руки, концептуальный натурализм, низменная грубость, на своем пике впадающая в сопливую девчачью сентиментальность и возведённая в ранг художественного приёма).
Даже исполнительницы главной роли в обеих картинах: Лаура Кристенсен
и Полина Филоненко
похожи как однояйцевые близнецы.
Но датский фильм мне кажется более жёстким и прямолинейным, а от того и более мощным, пожалуй.
Я тебя люблю, я тебе тоже нет. Сексуальная кино-провокация Сержа Генсбура.
Французское кино. Эталон криминальной драмы.
Комедия легкого поведения по-венгерски
Кино-анамнез шизофрении или тихое местечко для буйной фантазии.
Лучший французский фильм 2007 года