ТИРЗА / Tirza
(Нидерланды, 2010, режисссёр - Рудольф ван ден Берг)
Банальная, казалось бы, завязка очередного психологического триллер-квеста: дочь - бунтарка сбегает из дома с женихом в экваториальную Африку да там и исчезает. Отец отправляется на её поиски.
Но дальше, на фоне хаотичных поисков, в которых героя сопровождает прибившаяся к нему 9-летняя (!) намибийская проститутка, начинается бесконечная рефлексия самоуничижительного свойства и всё заканчивается самым неожиданным и трагическим образом.
Из представленного на экране “броуновского движения” можно разархивировать притчу о современном европейском интеллектуале эпохи пост-модернизма, чьё сознание обитает в карточном домике, старательно выстроенном из книжных представлений о жизни, социальных предрассудков, культурных мифологем и инфантильной атрофии воли.
Вся эта хлипкая конструкция находится под постоянным давлением со стороны внешнего мира, реальность наносит удары, раскачивает любовно выпестованный домик, пробивает в нём бреши: уходит жена, увольняют с работы, дочь отбивается от рук.
Главгерой пытается клеить и латать карточный домик с помощью алкоголя, промискуитета и самоувещеваний, но такой способ приводит только к окончательному разрушению домика (потере цивилизационного глянца), под развалинами которого гибнет обессиленный рассудок и на волю вырывается израненный и обезумевший зверь...
Обобщение можно сделать в отношении всей европейской цивилизации пост-модернистского розлива. Но можно и не делать, а просто посмотреть в качестве очередного крепко сбитого триллера. Дело хозяйское.
Фильм действительно сделан весьма крепко, особенно это касается операторской работы (помимо выигрышных афро-пейзажей, честь оператору делает блистательное портретирование, зафиксировавшее детально и пошагово деградацию героя + отличные портреты его спутницы), актёрской игры (в первую очередь - Гус Схолтен ван Асхат, играющий главного героя и ничуть не уступающий в мастерстве уже признанной звезде европейского уровня - Иоханне тер Стеге, в роли его жены) и музыкального сопровождения.
Главные же неудачи я нахожу в области режиссуры: некоторая размытость сюжетных построений, неуверенность композиции (хотелось, видимо, сделать позабористей и помодней), скомканная скороговорка по части многих, очень важных мотиваций, всё это не даёт мне возможности слишком высоко оценить фильм в целом, а ведь предпосылки для этого были.
Но посмотреть можно. М.б. даже - нужно.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »