СТРАСТИ ЖАННЫ д’АРК / La passion de Jeanne d'Arc

                         СТРАСТИ ЖАННЫ д’АРК / La passion de Jeanne d'Arc

 (Дания, 1927, режиссёр - Карл Теодор Дрейер, в главной роли - Фальконетти )

 Нетленный шедевр мирового кино. Как часто пишут о нём критики: "этот фильм стал, своего рода, переходом от немого кино к звуку". 


 Доминирующие крупные планы, "симфония лиц", этот литературный штамп прилип к фильму навечно. Кино-портреты запечатлённых на экране "страстей Жанны", её судей, свидетелей, сольные и групповые, они до сих пор считаются непревзойдёнными.

 Игра Фальконетти филигранна и так виртуозно снята, что зритель забывает, что это всего - лишь кино. Рельефность и убедительная сила центрального образа остаются одним из пиковых достижений актёрской игры по сию пору. С экрана идёт энергетический импульс такой силы, что не попасть под его влияние невозможно.

  Казалось бы, простой до примитивности приём: противопоставление экстатичных и возвышенных портретов Жанны и шаржированных до гротеска физиономий её судей, отработан здесь до совершенства и не оставляет зрителю ни единого шанса на сомнение – здесь бесы глумятся над святой! Те, у кого есть душа, не могут не откликнуться.

 Скорбь, гнев, протест и восхищение – гамма чувств, которые спровоцированы и срежиссированы Дрейером.

 Средствами кино он добивается прямого и непосредственного воздействия на душу зрителя, катализируя в ней процессы, способные изменить не только эмоциональный фон, но и векторное устремление … туда – вверх, выше и ещё выше вознесись, вслед за Жанной!

 Жанна у Дрейера - святая великомученица, её ратные подвиги интересуют режиссёра меньше всего, всё действие относится к суду над героиней и происходит в течении одного дня, последнего дня из жизни Жанны.

 Необходимо отдельно отметить и отлично прописанные титры диалогов, и виртуозный монтаж (почти музыкальный, "баховский" ритм), которые заставляют нас начисто забыть о том, что звука в фильме нет.
 Потрясающая проработка всех деталей, каждая из которых вплетает свою ниточку в общее полотно картины настолько безупречно, что в нём невозможно найти ни одного лишнего кадра, а в кадре ни одного лишнего камушка или травинки - всё в цель, всё на месте и всё работает на идею.

  Дрейер был человеком глубоко религиозным и фильм снял в жанре экстатичной фрески, но по-скандинавски суровой и лаконичной.
  Феномен "Страстей Жанны д'Арк" уже почти 100 лет изучают во всех кино-школах мира и буду изучать всегда. Этот фильм существует, как и всякий шедевр, уже вне времени.

 Откройте любую кино-хрестоматию, любую энциклопедию кино и на первых страницах вы увидите канонический портрет Жанны д'Арк из великого фильма.

 
 Дрейер, наряду, с Чаплиным, Эйзенштейном, Гриффитом – это художник, который показал каким фантастическим потенциалом обладает кино, в качестве воздействующего на умы и сердца средства влияния (и внушения). Посмотрите, например, «Триумф Воли», «Седьмую Печать», «Летят Журавли», «Мертвеца»- совершенно разные фильмы из самых разных эпох, но в каждом из них пытливый наблюдатель непременно увидит приёмы и мотивы из «Страстей Жанны д’Арк», канонического фильма, снятого на заре кино, когда не то что компьютерные эффекты или объёмный звук не были доступны, но даже обычные цвет и звук ещё только робко стучали в двери большого кино.

 Дрейер создал шедевр, используя весьма скудный арсенал технических средств… но, как говорили мои учителя: «хороший мастер и гвоздём штифтовой шалнер вырежит, а безрукому и лучший инструмент не в масть будет» .

 BTW: Внимательный зритель наверняка отметит, что Инна Чурикова в фильме «Начало» смотрится как вышедшая из фильма Дрейера Фальконетти.

  Глеб Панфилов, впрочем, никогда и не скрывал источник своего вдохновения.

 P.S. тем, кто интересуется историей современного театра и европейского авангарда, рекомендую обратить внимание на исполнителя роли монаха Жана Массьё. Это – создатель «Театра Жестокости», культовый персонаж – Антонен Арто.

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »