"Скорбное предчувствие будущего"
Впервые я посмотрел этот фильм лет 45 назад, с тех пор пересматривал многократно и заметил (как оказалось, не только я) одну примечательную особенность - никогда не считал этот фильм великим. Обычный, очень хороший советский фильм. Но с годами, я ценю его все больше и котирую все выше и выше, а эту финальную сцену считаю подлинным кинематографическим шедевром!
И дело не только в режиссуре Калика, умной, утонченной, поэтичной, не только в потрясающей работе великого оператора Левана Пааташвили - кстати, это был его первый по-настоящему большой фильм (впереди будут такие операторские бриллианты как "Бег", "Романс о влюбленных", "Сибириада") - посмотрите какие в этом фрагменте потрясающие кино-портреты Евгения Стеблова (ни в одном из своих многочисленных фильмов он не выглядел так мужественно и романтично), Наталии Богуновой (один этот поворот головы достоин кисти Ботичелли!), на бегущую за поездом великую русскую актрису Ангелину Степанову, посмотрите как отработан морской пейзаж, в котором и заключено то самое "скорбное предчувствие".
Дело не только в этой находке с инсталляцией в игровую ткань хроникальных кадров, это уже после "Мальчиков" прием возьмут на вооружение многие и он станет финальным апофеозом в таких великих картинах как "Белорусский вокзал" и "Был месяц май", станет одним из фирменных знаков военного кино в СССР (честно говоря, не уверен, что Калик здесь был первым, но сходу вспомнить ни один фильм, где было бы применено подобное решение до него, не могу).
А этот лаконично-хэмингуэевский текст Бориса Балтера! Ни одного лишнего слова ...
Но гениальным этот финал (для меня) делает, в первую очередь все-таки, выбор музыки. Легкомысленный, казалось бы, романтичный мотивчик Микаэла Таривердиева (его у костра напевать или накладывать на прогулку влюбленных по ночному городу) создает такое щемящее, такое трепетное настроение, задает такую тональность, что не смогли бы сделать и самые великие вагнеро-подобные оркестровки! Только такой мотив и нужен был для того, чтобы передать на фоне самоговорящей хроники трагедию не вернувшихся мальчиков.
Да, у нас было великое кино ... Такого уже не будет. Ни у кого.
Написал эту фразу и понял - что-то подобное я читал в рецензии на "До свидания, мальчики!" у Сергея Кудрявцева. Что ж. От этого мое утверждение не станет менее верным (и менее горьким).
P.S. "Скорбное предчувствие будущего" - название офорта Гойи из серии "Ужасы войны".
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »