ПРИНЕСИТЕ МНЕ ГОЛОВУ АЛЬФРЕДО ГАРСИЯ / Bring Me the Head of Alfredo Garcia
(США, 1974, реж. Сэм Пекинпа, в гл.роли - Уоррен Оутс)
"И я прошу - что было сил;
Я прошу, как никогда не просил,
Я прошу - Заварите мне девятисил - и еще:
Унесите отсюда голову Альфредо Гарсии.
Унесите отсюда голову Альфредо Гарсии."
(БГ)
"Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль."
(А.Вертинский)
Богатый мексиканский латифундист и самодур, по имени Эль Хефе ("Босс") узнаёт, что его дочь беременна от некоего прохвоста по имени Альфредо Гарсия. Разъяренный Эль Хефе командует "фас" своим верным псам: "Миллион баксов тому, кто принесёт мне голову Альфредо Гарсия!"
Голодная стая срывается с места. Отмашка дьявола дана. Впереди всех нас ждёт такой данс-макабр, какого мейнстримный голливуд не знал ранее (зато после будет тысяча попыток самых разных, самых модных режиссёров скопировать стиль и атмосферу этого фильма, но я никого даже близко не поставлю).
В одном из кабаков Мехико двое из стаи дона Хефе находят тапёра-гринго, по имени Бенни, который готов сделать за них всю грязную работу (разумеется не бесплатно, цена - 10 000$).
Сам Бенни знает от своей подружки, что Альф Гарсия уже мёртв, а значит всего и делов-то осталось - выкопать труп, отрубить башку мертвому повесе и дело в сомбрере!
Первые сорок минут на экране идёт вполне традиционная интродукция: знакомство с героями, прояснение ситуации и расстановка сил.
Дальше начинается гранд гиньоль, слоганом для которого могли бы стать слова, брошенные походя главным героем:
"Нет ничего святого в ямах, которые роют люди, в трупах, которые гниют в этих ямах, и нет ничего святого ни в тебе, ни во мне".
А там, где нет ничего святого, есть самое комфортное пристанище для дьявола. Там-то он и орудует.
Его оружие - люди. Их он снабжает алчностью, подлостью, предательством и насилием.
Там, где нет ничего святого, жизнь стоит копейку да и жить там не за чем.
Там единственным приятным (хоть и молчаливым) собеседником в дороге станет мёртвая голова сутенёра.
Там любимая дочь с младенцем на руках, из-за которой заварилась кровавая каша, может сказать человеку, целящемуся в её отца: "Убей его!"
И мы мысленно будем с ней согласны. Отмашку этой инфернальной карусели он дал сам.
Пекинпа, признанный классик вестерна, снял фильм, который беспощадно разделался со всеми вестерновыми мифологемами.
В этом фильме не будет благородных ковбоев, бьющихся насмерть во имя благородных целей, не будет красивых коней, роскошных пейзажей и хэппи-энда.
В нём будет парад подлецов и убийц, грязные и помятые старые тачки, унылая мексиканская бытовуха и беспросветный финал, венчающий мрачнейшее из кино-зрелищ эпохи.
За такое святотатство по отношению к "священной корове" американского кинематографа Пекинпа был подвергнут беспощадной анафеме со стороны критиков и тотальному равнодушию со стороны публики. Его обвинят в смаковании садизма и чуть ли не в душевной болезни, которая явилась причиной мизантропии.
Но упрямый Сэм всю жизнь будет твердить: "это - мой лучший фильм, я снял его так, как хотел, нигде не пошёл на компромисс со студией и ни о чём не жалею".
Кстати, любимый артист Сэма Пекинпа - Уоррен Оутс сыграл здесь свою лучшую роль и говорят, что в своей игре он копировал повадки и разговорную манеру самого режиссёра.
Справедливости ради, следует отметить, что зачатки такого отношения к вестерну можно ущучить даже в самом знаменитом вестерне, снятом Пекинпа (одном из лучших за всю историю жанра) - "Дикая банда".
Уже там с благородством было далеко не всё в порядке, но такого декаданса, конечно, не еще было.
Прошло очень много лет, фильм оценили по достоинству и причислили к лику "забытых шедевров", он стал основой для множества клише и иконой для множества "независимых" режиссёров по всему миру.
Но по сию пору хранит голова Альфредо Гарсия какую-то мрачную загадку. Что-то там есть ещё.
Вот и нашему БГ не даёт покоя эта голова. А он ведь из числа патентованных медиумов. Просто так он болтать не станет...
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »