ПРАВЯЩИЙ КЛАСС / The Ruling Class
(Англия, 1972, режиссёр - Питер Медак, в главной роли Питер О'Тул)
Злая сатира на "высшее" общество и современную цивилизацию.
Питер Медак сумел безжалостно, едко, смешно и пугающе показать никчёмную спесь, постыдную алчность, порочную "мораль" и очевидную деградацию "правящего класса".
Питер О'Тул сыграл в этом фильме две совершенно разноплановые роли в рамках одного персонажа - безумный аристократ, мнящий себя Иисусом, но обернувшийся Джеком - Потрошителем, пройдя лечение и став "нормальным" членом "правящего класса".
Будучи сумасшедшим его герой вызывает симпатию и сочувствие, а став "нормальным" - ужас и отвращение.
Фильм полон явной и завуалированной символики, остроумнейших реприз и мрачных метафор, но смотрится легко, ибо Медак не увлекается лишней заумью. Его стилистическое поле для самовыражения - это гротеск, гиньоль, буффонада.
По смелости, глубине и мастерству "Правящий класс", на мой взгляд, стоит в одном ряду с такими шедеврами, как чаплиновский "Мсье Верду", "Заводной апельсин" Кубрика, "Скромное обаяние буржуазии" Бунюэля.
Жаль, что такой талантливый и своеобразный режиссёр, как Медак, больше не смог даже отдалённо приблизиться к этому уровню в своих последующих фильмах, скатившись в итоге до ремесленных поделок.
"Правящий класс" блистательно остроумен и вполне доступен по киноязыку для любого зрителя, даже несмотря на все формальные изыски, а игра Питера О'Тула - одна из вершин актёрского мастерства на все времена.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »