(Швеция, 1998, режиссёр - Колин Натли)
"Одинокий фермер с автомобилем ищет молодую домоуправительницу" - такое объявление подал в местную газету "нежный гигант" по имени Улоф.
Улоф живёт один в сельской глуши, где после смерти матери его одиночество скрашивают только преданный пёс Оззи и вертлявый приятель Эрик, который однажды побывал в Америке и теперь усиленно косплеит Элвиса (на дворе середина 50х).
Эрик помогает вести Улофу финансовые дела, ибо наивный фермер не умеет читать и писать. Незнание грамоты - первая страшная тайна Улофа, которая, конечно же, сыграет свою роль в развитии сюжета. Про вторую тайну добродушного деревенского увальня я ничего говорить не стану, пусть она откроется только тем, кто посмотрит фильм. Никаких спойлеров, сами понимаете.
Предприимчивый "финансовый консультант" неграмотного Улофа - Эрик/Элвис - разумеется, не забывает свою выгоду, он частенько и бесцеремонно "берёт в долг" у друга столько, сколько ему нужно на свои плейбойские забавы. Появление на ферме "молодой домоуправительницы" (восхитительная блонд, типичная шведская красавица, а как вы догадались?)
отнюдь не приводит в восторг Эрика (в отличии от застенчивого нанимателя блондинки). Его благополучие отныне находится под дамокловым мечом сообразительности далеко не глупой и явно опытной женщины.
С этого момента насущной целью псевдо-Элвиса становится разоблачение "тайны" непрошеной блондинки. Ему нужен компромат на неё, иначе его финансовому процветанию быстро придёт конец.
И Эрик такую компру находит ...
На этом пересказ сюжетной коллизии я поставлю на "стоп". Скажу лишь, что фильм снят по рассказу британского писателя Херберта Эрнеста Бэйтса "Маленькая ферма". Почему именно британского - смекнёте позже.
Фильм, который начинается с пасторального пейзажа, развивается как простенькая лирическая комедия, ближе к середине наполняется нешуточным драматизмом и отнюдь не примитивными смыслами.
История любви и дружбы, ревности и предательства, подозрений и прощения заслуженно претендовала на Оскара и уступила в номинации "лучшего иностранного фильма" только любимцу всех премий и фестивалей - Педро Альмодовару с его (безусловно выдающейся) картиной "Всё о моей матери".
Лучшее, что есть "Под солнцем" à trois - восхитительная игра актёрского трио (не считая собаки) и чудесные пейзажные съёмки.
В целом, простой, добрый и светлый фильм. Наглядный пример того, что скандинавское кино не только мрачняками славится.
***
Таков был мой первоначальный отклик на картину. Но нынче я попробую копнуть чуть глубже. Ибо пересмотрел "Под солнцем" (15 с лишним лет уже той рецензии) ещё несколько раз и созрел для более глубоких и вдумчивых погружений. Насколько я вообще способен, в моём неутешительном возрасте, дозревать до чего-либо хорошего )
Итак, копаю и погружаюсь.
Начну с рассказа о создателях картины:
- Колин Натли - режиссёр-постановщик, британец, который в начале 90-х перебрался в Швецию, где его фамилию принято произносить как "Нютле".
"Под солнцем" так и остаётся его единственной международно-значимой режиссёрской работой. Как сценарист и (особенно) продюсер он преуспел гораздо больше.
Теперь вы знаете почему за сценарную основу был выбран рассказ именно британского автора.
***
- Йенс Фишер - оператор картины. Постоянно работает с Колином Натли (14 совместных постановок).
Йенс - сын одного из величайших представителей операторского искусства - Гуннара Фишера, снявшего все лучшие фильмы Ингмара Бергмана в период с 1948 по 1960 год. В том числе такие шедевры как "Лето с Моникой", "Улыбки летней ночи", "Седьмая печать", "Земляничные поляны", "Лицо" и "Око дьявола". Кроме того Гуннар Фишер работал с такими почитаемыми постановщиками как великий датчанин Карл Теодор Дрейер, британский классик Энтони Эсквит, сверхталантливый шведский эпатажник Вильгот Шёман. Именно Гуннар снял и последнюю (телевизионную) картину культового француза Жака Тати.
Послужной список Фишера-отца настолько убедителен, его вклад в развитие операторской профессии так велик, что быть его наследником и не уронить марку - невероятно сложная задача.
В фильме "Под солнцем" его сын Йенс, на мой взгляд, фамилию ничуть не посрамил. Его камера здесь безупречна - пейзажи, портреты, свет/цвет, ритм, атмосферность и всё такое. Безоговорочный зачёт. В его работе нет каких-то инновационных решений и приёмов, но в картине такого рода они были бы явно неуместны, и могли бы свидетельствовать об отсутствии художественного вкуса (а это - самое страшное клеймо для любого оператора). Но со вкусом здесь всё в полнейшем и образцовом порядке.
...
- Рольф Лассгор - исполнитель роли Улофа.
"Под солнцем" принёс 43-летнему артисту первый международны успех. Следующего успеха ему придётся ждать ещё 7 лет (фильм Сюзанны Бир -"После свадьбы"). Настоящая же (всемирная) слава придёт к Лассгору только в 2015 году, когда он сыграет главную роль в фильме "Вторая жизнь Уве".
***
- Хелена Бергстрём - исполнительница роли Эллен Линд.
Внучка легенды шведского театра - актёра Улофа Видгрена.
Её родители как и великий дед тоже служили в театре (отец - режиссёр, мать - актриса)
Хелена - преимущественно театральная и сериальная актриса. В Королевском драматическом театре она была безусловная прима - играла Шекспира, Ибсена, Чехова, Теннесси Уильямса и Стриндберга (конечно же). Чаще всего, ведущие роли. То есть уровень понятен.
Но широкой международной известности Хелена не снискала. Хотя одну из её первых ролей необходимо отметить как несомненно выдающуюся и многообещающую. Это был фильм "Женщины на крыше" (1989) - камерная дарма с элементами триллера и философской притчи.
В Европе её отметили, в Каннах показали - уже не так мало для начала. Но дальше дела забуксовали. Сериалы были не самые выдающиеся, фильмы - таже фигня.
Бергстрём пробовала себя в режиссуре и писала сценарии, но сногсшибательными успехами не может похвастать и на этих поприщах. Кажется, будто театральный успех вычерпал всю ресурсную чашу, оставив для кино только то, что на самом донышке.
В 1993 году, за год до начала съёмок "Под солнцем", Хелена ушла из театра.
Самой значимой её актёрской работой в кино (помимо "Женщин на крыше" и "Под солнцем") является, пожалуй, главная роль в телевизионном байопике "Сельма". Фильм тоже получился не слишком удачным, но это не по вине исполнительницы. А значимой эта работа стала в плане общественного резонанса. Причина резонанса - личность главной героини (Сельма Лагерлёф).
Лагерлёф, если кто не в курсе, знаменитая шведская писательница, первая женщина - лауреат Нобелевской премии. В Советском Союзе каждый ребёнок наизусть знал мультфильм про Нильса и диких гусей, снятый по её сказке. Но в Швеции её, в первую очередь, почитают за роман "Сага о Йосте Бёрлинге".
Кстати, с экранизаций Морицем Стиллером главных романов Лагерлёф ("Сага..." та самая и "Деньги господина Арнэ") и началось мировое признание шведского кино.
А вот в современном мире, в полном соответствии с повесткой, Сельма стала одной из иконических фигур ЛГБТ-движения. Не уверен, что ей самой это бы понравилось, кстати.
Но это так. К сведению.
Да, чуть не забыл едва ли не главное: Хелена Бергстрём - супруга Колина Натли. Судя по всему, прелестная Хелена - главная причина переезда Натли в Швецию )
***
- Юхан Видерберг - исполнитель роли Эрика.
Сын знаменитого шведского кинорежиссёра Бу Видерберга, в фильме которого "Змеиная тропа в скалах" (1986) он дебютировал, будучи подростком.
Подлинная известность и международный успех пришли к Юхану, когда отец снял его в главной (и довольно сложной) роли своего последнего фильма. Это был лучший шведский фильм 90-х (я так считаю, во всяком случае))- "Пора цветения" (1995).
Кстати, в другой (уже упомянутой мной) знаменитой шведской картине "Вторая жизнь Уве" Юхан Видерберг снова встретится на экране с Рольфом Лассгором.
***
Как видите - почтенная собралась компания. Все имеют отношение к элите шведского кинематографа.
Я бы также отметил и весьма интересную коллизию, в этой связи:
- отец Юхана Видерберга (режиссёр Бу Видерберг) начинал свою кинодеятельность как один из лидеров "Группы 13". Это было сообщество молодых режиссёров Швеции, которые противопоставляли себя великому Бергману. Они снимали заострённую социалку, в духе соцреализма и даже натурализма, взяв социалистическую идеологию за базовую основу (сюжетную, эстетическую, философскую) своих картин. Кинематограф Бергмана эти смутьяны считали претенциозно-мифологическим, ориентированным на фестивальный успех. Они же занимались вскрытием язв и пороков, обличали лицемерие и неравенство, разгребали помойные ямы капиталистической изнанки. Бунтари и подрывники. Всё как положено. Как учили Эйзенштейн и Довженко, Годар и Де Сика.
Отличные были ребята. Честные, дерзкие и страшно талантливые романтики. Видерберг был у них явным лидером и очень скоро его стали называть ... "наследник Бергмана" ) Иначе ведь и быть не могло, сами понимаете как оно работает.
- отец Йенса Фишера (оператор Гленн Фишер) был ближайшим соратником того самого Ингмара Бергмана на протяжении почти 20 лет, пока Гуннара Фишера не сменил на посту "оператора для Бергмана" не менее великий Свен Нюквист.
"Под солнцем" Колина Натли орбиты сыновей переплелись. Как и парадигмы их отцов переплелись когда-то в то, что нынче можно определить как "особенность шведской кино-школы".
Ещё одна, весьма интересная, деталь этой коллизии: протестовавший против "фестивального Бергмана" Бу Видерберг, на мой скромный вкус, снял два выдающихся (если не сказать - великих) фильма - "Эльвира Мадиган" и та самая "Пора цветения", в которых влияние Бергмана более, чем очевидно. Обе эти картины были отмечены на фестивальных конкурсах, а последняя едва не получила тот самый Оскар.
Кстати, вторым главным выдвиженцем из "группы 13" был Рой Андерссон, который на старости лет со своей "экзистенциальной трилогией" (Песни со второго этажа / Ты, живущий / Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни) стал главным любимцем международных фестивалей и кинопремий.
И завершающий штрих: фильм "Женщины на крыше", в котором случился яркий европейский дебют молоденькой Хелены Бергстрём, снял Карл Густав Нюквист. Да-да, в угадали - сын того самого великого Свена Нюквиста, который сменил некогда Гленна Фишера на месте оператора-постановщика в фильмах того самого Бергмана.
Не запутались ещё в этой "Игре Престолов" шведского кино? Швеция - страна маленькая, сами понимаете.
Карл Густав Нюквист снял всего три фильма. Среди них безусловно лучшим является тот самый, который я несколько раз упомянул. Любителям стильного и странного кино он несомненно придётся по душе. Особенно тем, кому интересен молодой Стеллан Скарсгард и кого не пугает однополая женская любовь )
Однако, не слишком ли я увлёкся деталями и особенностями генеалогии шведского кино? Вернусь ка я "под солнце Натли" да и закончу с ним.
А закончу я, пожалуй, бряцнув мощной цитатой.
В начале фильма за кадром звучит строка из третьей главы Экклезиаста: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом".
Цитата объясняет название фильма - в шведском варианте последние два слова в этой строке звучат как "under solen" (под солнцем).
Если же продолжить цитату, то прочтём у Экклезиаста следующее:
"... время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть ..."
Вот вам и смыслы, здесь вам и главная идея сего кино-произведения, как говорится.
Конечно, фильм "Под солнцем" не такой уж замысловатый, но лапидарность формулировки царя Соломона столь восхитительно и прочеканена так рельефно, что я не смог отказать себе в удовольствии процитировать.
На этом и откланяюсь, дабы не перебарщивать (или уже? )
Грешен. Каюсь.
Но фильм посмотрите.
Да, чуть не забыл! Собака же. Опять её не посчитали.
А что собака? Собака как собака. Умная и красивая. Я бы даже сказал - совершенная. Как и все они, если присмотреться. Вот и присмотрелся оператор - сын оператора. Как умел, так и присмотрелся. А в умениях Йенсу Фишеру я бы отказывать не стал. Чего себе и вам желаю (уметь присмотреться к красоте).
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »