ОДЕРЖИМОСТЬ / WHIPLASH
(США, 2014, режиссёр: Дэмьен Шазелл, в гл. ролях: Майлз Теллер, Дж.К. Симмонз)
Когда я составлял свой список "любимых фильмов о музыке и музыкантах", то Whiplash тогда ещё не видел, но сейчас,
без тени сомнения, поставлю его в десятку, а то и в пятёрку лучших картин на эту тему.
Впрочем, Whiplash не только, а может быть даже - не столько, о музыке и музыкантах. Он, если разбираться в нём по-
гамбургскому счёту, об очень многих и очень важных вещах, что нынче - большая редкость даже для независимого
американского кино (а эта картина стартовала к оскароносному триумфу на знаменитом фестивале в Санденсе).
Этот фильм, на мой взгляд, прежде всего идеально отображает такой сюжет как противостояние деспотичного Учителя и способного Ученика, из которого "деспот" выковывает того, кем мечтал бы быть сам.
Он о попытке самореализации в искусстве, о цене, которую необходимо за это платить, о жертве, которую надо ему (искусству) приносить и о том, что жертва эта не может являться гарантией успеха в творчестве, но без такой жертвы успеха уж не будет точно.
Эта картина о преодолении себя ради высокой цели и о том, что отказавшись от этого преодоления, ты теряешь себя окончательно, превращаясь в бессмысленную тень своей собственной слабости. О том, чем грозит такое предательство себя и своего дара, которым наградил тебя Создатель и который пытался в тебе раскрыть деспотичный Учитель. Очень даже возможно, что деспот сам когда-то дал слабину и всю жизнь не может себе этого простить. Очень может быть, что он потому и деспотичен, что боится за своего ученика и за его дар больше его самого.
Это фильм о самоотречении, о непонимании, о творческой и наставнической интуиции, о чёрной репетиционной пахоте, наконец...
Это - фильм о каждом из нас и о том, что каждый из нас упускает и пропускает в своей жизни, размениваясь на пустую суету и поддаваясь минутным слабостям.
И это, конечно же всё-таки, фильм о музыке и музыкантах, фильм о джазе, который может посмотреть любой "ненавистник" джаза, а после его просмотра уже не сможет не влюбиться в джаз и джазменов.
Короче, Whiplash - шедевр. Мне пальцев на одной руке хватит, чтобы перечислить картины, про которые я мог бы сказать такое в наступившем новом веке.
И это уж точно (для меня) лучшее кино из всего, что было снято в 2013-14 годах. Рядом только фильм Алехандро Ходоровского ("Танец реальности"), но вряд ли выше... А это уже само по себе - пропуск на кино-Олимп.
Удивительно, как никому не известный режиссёр, снявший всего вторую полнометражную картину (первую я теперь ищу по всем трекерам, говорят, она тоже великолепна, но её прозевали тогда все), сумел своим мастерством утереть нос всем забронзовело-замшелым священным коровёнкам от Голливуда.
А успех фильма на 75% базируется именно на мощной режиссуре, это уже к ней, к режиссуре подвёрстаны две блистательные актёрские работы (тоже никому толком не известных раньше, но восхитительных, актёров) + безупречный операторский вкус и глаз - ах, как дивно там сняты музыкальные куски, а финальные 12 минут это шедевр внутри шедевра!
Одна у меня претензия к фильму. Точнее, не к фильму, а к переводчикам. Мне кажется, что правильнее было бы перевести название как "Из-под палки". Впрочем, это уже мелочи.
P.S. Хватит читать! Бегом смотреть!!!
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »