НОЧНОЙ СТОРОЖ / НОЧНОЕ ДЕЖУРСТВО / Nattevagten
(Дания, 1994, режиссёр: Оле Борнедаль)
«Ночной сторож» Борнедаля вышел в прокат за год до появления манифеста «Догма95», но я склонен считать этот фильм, в каком -то смысле, предтечей.
Оле никогда не был «догматиком», более того, сняв чётко оформленное жанровое коммерческое кино (триллер), он вступил в жёсткое противостояние с самим духом и будущим уставом «Догмы95», стал своего рода антитезой будущим приверженцам движения. Но …
Но в «НС» всё дышит грядущей «Догмой», это заметно в актёрской игре, когда фильм протекает в русле бытового повествования, это чувствуется в псевдо-документализме операторского стиля, это формирует общую интонацию.
Особенно явно это заметно в первой части картины, когда режиссёр знакомит нас с героями, заряжает нас сопереживанием и симпатией, здесь «догматизм» ручной камеры, длинных планов, предельной реалистичности играет важнейшую роль.
И тем эффектнее работают жанровые клише и приёмы, когда Борнедаль включает их в (как и положено) самых неожиданных и точно просчитанных местах. Чувствуется сильная и умелая режиссёрская рука, безупречная выучка.
Но чем дальше в лес «жанровой условности», чем дальше повествование уходит в рамочный загон триллера, тем меньше в фильме «догматики», тем более тривиален он становится, а к концу и вовсе сдувается окончательно, сдав все позиции на откуп коммерции.
Мысленно я, на протяжении первого часа фильма (как минимум), аплодировал Борнедалю за то, как органично и грамотно он сочетает в своей работе эти, казалось бы, несочетаемые вещи - "догматические" приёмы и жанровые законы.
Резюмирую: фильм по-настоящему страшен, местами. История про бедного студента, решившего подработать сторожем в морге и попавшего в хитросплетённую сеть серийного маньяка, могла бы быть банальной децкой пугалкой-страшилкой (что, отчасти, и случилось потом с американским римейком, даже несмотря на режиссуру того же Борнедаля), но превратилась в многослойный и страшный ребус, достойный того, чтобы назваться образцом жанра, одним из лучших триллеров 90-х.
P.S. Как обычно, фильм породил целый субжанр «мокюментари хоррор и целую индустрию подражаний, но ни один эпигон не добился сравнимого эффекта, за исключением, может быть, двух «Курсовых» - «Ведьма из Блэр» (США, 1999) и дебютный фильм Алехандро Аменабара «Тезис» (1966).
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »