МОТЫЛЁК / Papillon
(США, 1973, режиссёр - Фрэнклин Шеффнер, в гл.ролях: Стив МакКвин и Дастин Хоффман)
(США, 1973, режиссёр - Фрэнклин Шеффнер, в гл.ролях: Стив МакКвин и Дастин Хоффман)
Этот могучий гимн Несломленному человеку, гимн Свободе является экранизацией знаменитого романа Анри Шарьера.
Те, кто любит роман, обычно недовольны его экранным воплощением и их легко можно понять. Но если отвлечься от литературного первоисточника и оценивать фильм как самостоятельное произведение, то нельзя не признать, что он тоже чертовски силён.
Дело даже не в его особых кинематографических достоинствах, таковых по-большому счёту нет. Впрочем, не отметить потрясающую игру дуэта МакКвин / Хоффман и операторскую работу Ф.Дж.Кеннекампа было бы кощунством. Но без этого и говорить было бы не о чем)
Главное достоинство фильма, тем не менее, в самой истории и в послании, которое в ней читается. Читается легко и производит очень сильное впечатление.
"Мотылька" доверили экранизировать крепкому и надёжному ремесленнику - Фрэнку Шеффнеру, который снял до этого пару тяжеловесных "эпохалок" (Паттон и Планета Обезьян), но особых художественных звёзд с кинематографического неба не хватал.
Выбор продюсеров был точен - Шеффнер не стал умничать и углубляться в дебри символизма или экзистенциализма, которые наверняка манили бы более изощренного эстета или амбициозного кино-новатора, столкнись он с такой сценарной основой. И дело было бы провалено почти наверняка.
Подход Шеффнера был вполне традиционным: точный выбор актёров и пунктуальное воплощение сюжетной схемы. Без ненужных изысков.
Такой подход сработал. Символизм и экзистенциализм весьма уютно расположились и в прямолинейной кино-форме Шеффнера, но у него они не давят на мозг зрителя, а аккуратно в него заползают, сворачиваясь в самом заветном уголке и не мешая просмотру.
"Мотылек" - история медвежатника, получившего пожизненный срок за убийство, которого он не совершал. Незамысловатый сюжет это бесконечные попытки вырваться на свободу того самого невинно осужденного парня. Мотылек - так его зовут - своим побегом стремится восстановить попранную справедливость.
Это - сага про героя, который убегает из всех самых страшных застенков. Его ловят, а он убегает снова. Убегает наперекор всему и всем, теряя остатки здоровья, но не теряя достоинства и веры в себя.
История Мотылька уже сама по себе наполнена глубоким символизмом и является экзистенцией. Такой истории главное не мешать и не перегружать ее.
Папильон, в исполнении Стива МакКуина мне напоминает шукшинского Егора Прокудина из "Калины Красной".
Вроде бы совершенно разные жизненные ситуации, совсем разная ментальность да и сами характеры далеко не конгруэнтны, но вот есть что-то.
Архетипичность этих персонажей для американского и русского сознания, видимо.
Оба они - некая иллюстрация к загадкам национального менталитета.
Американский одиночка - Мотылёк (хотя по фильму он и француз, но какой-то уж очень американский), отстаивающий право на свободу и восстанавливающий попранное достоинство, с одной стороны. С другой - вечно мающаяся и кающаяся "загадочная русская душа" - Егор.
Оба - изгои, оба - победители, но каждый на свой национальный лад.
В заключение несколько восторженных слов об исполнителях: гениальный дуэт Мотылька - Макквина и его друга/антипода с импрессионистской фамилией Дега (Хоффман) - главное украшение фильма, вошедшее во все кино-учебники.
1973 вообще был богат для Голливуда на великие мужские дуэты (Пугало, Грязные Улицы, Афёра), но этот среди них отнюдь не затерялся.
Мужественный, несгибаемый и молчаливый Мотылёк против манерного, вертлявого и болтливого Дега, который отчаянно старается приспособиться и выжить - очень яркая и важная линия в фильме. Показательная антитеза.
Тем, кто любит "Побег из Шоушенка" - смотреть обязательно
P.S. Надо ли говорить, что ни МакКвин, ни Хоффман не были даже номинированы на Оскар за этот фильм?
Стив МакКвин - один из ярчайших артистов в истории кино, всеобщий любимец и одно из главных воплощений "настоящего американца" на экране, так никогда и не получит заветную статуэтку.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »