ЛЮБОВНИКИ АЙСЕДОРЫ / АЙСЕДОРА / Isadora

Босоногая клюква 

ЛЮБОВНИКИ АЙСЕДОРЫ / АЙСЕДОРА / Isadora

(Великобритания, 1968)

Режиссер: Карел Рейш

В ролях: Ванесса Редгрейв, Джон Фрейзер, Джеймс Фокс, Джейсон Робардс, Звонимир Црнко, Владимир Лесковар, Синтия Харрис

Карел Рейш - знаменитый чешский режиссер, легенда мирового кино. Классик и теоретик, автор популярного и до сих пор актуального учебника "Техника редактирования фильмов".

 
 
-2

Если быть точным относительно его этнической принадлежности, то правильней будет называть его моравским режиссёром. Впрочем, если быть до конца точным: Рейш - еврей по национальности, которого вывезли в Англию еще подростком (в 1938), спасая от преследований (узнайте про операцию «Чешский Киндертранспорт» в википедии, если интересно).

Карела тогда спасли, а его родители погибли в Освенциме.

Будущий знаменитый режиссёр воевал в составе Королевских ВВС Великобритании, а после войны стал одним из лидеров британского "кино молодых и рассерженных", сначала в качестве теоретика и идеолога, потом - выдающегося документалиста - новатора. В конце концов, он получил мировую известность как постановщик одного из ключевых фильмов направления Angry young men (В субботу вечером, в воскресенье утром, 1960), а чуть позже - продюсер еще одного краеугольника для "кино рассерженных" (Такова спортивная жизнь, 1963).

В конце 60-х, когда "кино рассерженных" претерпевает очевидный кризис идей, и Рейш обращается к надежному средству реанимации своей режиссёрской карьеры - уезжает в Голливуд, чтобы снять ретро-байопик.

За основу для своего нового фильма Рейш берёт мемуары великой американской танцовщицы - Айседоры Дункан.

 
 
-3

Казалось бы, трудно найти более выигрышный материал: легендарная личность блистательной "босоножки", интернациональная тусовка богемных знаменитостей, окружавших Айседору, роскошные костюмы, увлекательные любовные истории, революционная эпоха, трагическая смерть. Что может быть более кинематографично?
Для создании сценария были призваны "золотые перья" из Объединённого Королевства - Мелвин Брэгг и Маргарет Дрэббл.

На главную роль приглашается едва ли не самая сильная драматическая актриса Англии того времени - Ванесса Редгрейв.

 
 
-4

Для воплощения блистательной свиты босоножки призваны:

- стремительно набирающий звездную высоту, элегантный Джеймс Фокс,

 
 
-5

уже сыгравший к тому времени в "Слуге" Джозефа Лоузи и в "Погоне" Артура Пенна. В "Айседоре" Фоксу досталась роль Гордона Крэга, знаменитого театрального деятеля и (разумеется) любовника Айседоры.

- матёрый халливуд- стар, двукратный оскароносец - Джейсон Робардс.

 
 
-6

Робардсу была поручена роль следующего возлюбленного Дункан - Париса Зингера, сына того самого Зингера, который создал знаменитую империю швейных машинок.

Весьма перспективная компания подобралась. Одним словом, ждём Оскар и Каннскую веточку.
Увы. Шедевра не получилось. Масса исторических и психологических неточностей, сюжетная скороговорка, перебор с мелодраматическими соплями, которые явно были не свойственны практичной и волевой американке, если читать её мемуары внимательно и оценивать личность не по светской хронике.

Конечно же, главный вопрос, который интересует нашего зрителя: а как там обстоит дело с единственным мужем великой Айседоры? Кто и как воплотил на экране Сергея, нашего всенародного, Есенина?

 
 
-7

Ведь это для "них там" - Есенин это "тот самый русский муж Айседоры". У нас всё ровно наоборот - Дункан это "американская жена Есенина".

 
 
-8

А вот с Есениным в фильме всё плохо, если не сказать хуже. Это и есть та самая клюква, кислее которой редко в каком кино и увидишь. Чистый вырвиглаз!

Чувство недоумения относительно образа Сергея Есенина в фильме Рейша - это самая мягкая из возможных формулировок.

В этом по-бабьи выкрашенном истеричном алкаше-недоумке без специального указателя невозможно угадать нашего пшеничнокудрого красавца и великого поэта. Даже если рассматривать Сергея Александровича исключительно через призму "Москвы Кабацкой", то вряд ли оптический эффект от такой призмы будет столь карикатурным и омерзительным.

 
 
-9

Глядя на этого перманентно припадочного гопника невозможно понять причину, по которой могла влюбиться в него такая женщина как Айседора (впрочем, как и любая другая). Это был фатальный мискаст с выбором исполнителя (хорват Звонимир Црнко, в титрах обозначен как Ivan Tchenko) и какая-то вопиющая несуразица трактовки.

 
 
-10

Не могу поверить, что эрудированный и утончённый знаток европейской литературы - Карел Рейш - не имел истинного представления о характере и масштабе личности Сергея Есенина.

Но факт есть факт. В этом фильме более гнусного персонажа вы не найдёте. Если быть точным - он единственный тупой придурок из всех "Любовников Айседоры" (у нас принято именно такое название картины).

Увы, но русофобия - не есть особенность исключительно сегодняшнего европейского дня.

Впрочем, не хочу углубляться в эту тему. Просто констатирую.

Главное, а может и единственное, в чем фильм Рейша безусловно хорош - Ванесса Редгрейв в главной роли. Заслуженная награда в Каннах и статусная номинация на Оскар за главную женскую роль - самоговорящая оценка её работы.

 
 
-11

Кстати, в 1969 заветную статуэтку поделят сразу две исполнительницы: Кэтрин Хэпберн (за фильм "Лев Зимой") и Барбра Стрейзанд ("Смешная девчонка"). Если я не ошибаюсь, это - единственный случай такого рода.

Согласитесь, что в этой компании и проиграть не стыдно. Отмечу, что такие замечательные исполнения как Оливия Хасси ("Ромео и Джульетта"), Мия Фарроу ("Ребёнок Розмари"), Фэй Данэвэй ("Афёра Томаса Крауна"), не говоря уже про нашу Людмилу Савельеву ("Война и мир") не попали даже в номинацию.

Номинация "исполнительнице главной женской роли" стала единственным паблисити-успехом картины, на которую возлагались очень большие надежды.

Да, как и было сказано, шедевра не получилось. Голливудский дебют Карела Рейша не удался.

В следующий раз он сядет в режиссёрское кресло только спустя шесть лет и снимет очень хорошую картину "The Gambler" (1974). Но это уже совсем другая история.

А нечего так с Есениным мерзотничать было! Вовек не прощу. Надо было помнить, что написала сама Айседора Дункан и руководствоваться, истины ради.

«Я всегда оставалась верной своим возлюбленным и, вероятно, не покинула бы ни одного из них, если бы они оставались верными мне. Полюбив их раз, я люблю их поныне и навсегда».
 
 
-12
 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »