ЛАНСЕЛОТ ОЗЁРНЫЙ / Lancelot du Lac
(Франция, 1974, реж. Робер Брессон)
Самый необычный фильм одного из самых необычных и влиятельных кино-классиков.
Кстати, датская "Догма 95" во-многом следовала творческой манере Брессона, если вы прочитаете их Обет целомудрия, то вам многое станет ясно и относительно брессоновского кино-языка.
"Ланселот" - удивительный пример гармоничного баланса между условностью и бутафорией, с одной стороны, и невероятной аутентичностью и натурализмом, с другой, а в результате мы имеем подлинный шедевр.
Сам факт того, что Брессон, с его принципиально аскетичным подходом (отсутствие музыкального сопровождения и всяческих "посторонних" подзвучек, полу-гипнотическая игра актёров, отказ от "звёзд" в пользу "типажей", статичность и лапидарность операторской работы, эстетика минимализма), взялся за такую "гламурно-помпезную" тему, удивляет изначально.
Казалось бы, Король Артур и его рыцари - совсем не брессоновская история. Но сейчас, лично у меня, уже не осталось сомнений в том, что мэтр Брессон - самый удивительный кино-медиатор всех времён. Он умел, как никто другой, кинокамеру превратить в инструмент для трансформации внутреннего (духовного и душевного) напряжения во внешнее действие (как правило, скупое и точное), отражаемое на экране.
Первый просмотр "ЛО"(почти четверть века назад) меня обескуражил, напряг и даже слегка отвратил... я был совершенно не готов к такому кино.
Но осталось долгое и сильное послевкусие, манившее повторить этот опыт.
Прошло много лет, нынче я - верный поклонник Брессона и этого фильма, в частности. Я буквально околдован его стилистикой. Для меня давно не существует иной трактовки и другого видеоряда для истории Рыцарей Круглого Стола.
После Брессона, все предыдущие и последующие фильмы на эту тему кажутся мне жалкой "попсой", паразитирующей на могучей мифологии, выжимающей из неё все жизненные соки и заливающей в её артерии густой клюквенный сироп с изрядной добавкой вреднючих красителей и консервантов.
Тем, кто ищет в фильмах на подобную тему "рубилово на мечах", смотреть "Ланселота Озёрного" нет никакого смысла, не этим был увлечён Брессон и не это его волновало. Хотя, там есть и это, но даже "рубилово" показано совершенно иначе, чем у любого другого.
Совершенно и абсолютно гениальный ход - битва без битвы. Одна из моих любимейших кино-сцен, но не буду раскрывать подробности и детали.
Ах да, чуть не забыл одну важную ремарку - фильм завораживающе красив. На мой скромный вкус, разумеется.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »